Александр Владимирович Гришин
Проблема физического воспитания и особенности физического, соматического и речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время всё чаще отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особой категорией детей с отклонениями в развитии, у них отмечается сохранность слуха и интеллекта. Одним из распространённых речевых патологий среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи.
Публикация «Проблема физического воспитания и особенности физического, соматического и речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Р. Е. Левина характеризует данное нарушение как системное нарушение речи, отмечает, что у детей с ОНР имеются особенности звуковой и смысловой стороны речи. Р. Е. Левина акцентирует внимание на то, что у детей с данной речевой патологией первично сохранен слух и интеллект.
У детей с ОНР имеются некоторые особенности, как речевые, соматические так и моторные. У детей с данным речевым нарушением отмечается недостаточно развитая координация, снижение скорости и ловкости в движениях.
Особые трудности приносят детям выполнение движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность при выполнении серии движений. Отмечается недостаточная дифференциация точных, мелких движений пальцев рук. У детей с ОНР можно выделить отклонения в дыхательной системе. У детей преобладает грудной тип дыхания, что не соответствует правильным речевым установкам. В процессе развития речи необходимо формировать у ребенка диафрагмальный тип дыхания.
Проанализировав исследования многих ученых, по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что один из способов решения проблемы речевых патологий является адаптивной физической культура.
Под адаптивной физической культурой понимают меры спортивно-оздоровительного характера,
которые направлены на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление многих барьеров, которые препятствуют ощущению полноценной жизни.
В процессе АФК используют элементы лечебной физической культуры. Данное воздействие направлено на коррекцию и профилактику вторичных нарушений используются сохранные функции для развития личности детей.
В процессе реализации реабилитации лиц с отклонением в развитии с помощью АФК учитывается принцип первичности дефекта, опираясь на который, специалисты уделяют большое внимание коррекции именно первичного дефекта, а также сопутствующих нарушений, которые мешают успешной социализации ребенка. Воздействие АФК, как средство реабилитации на ребенка следует начинать как можно раньше: с момента рождения или обнаружения патологии. В процессе АФК у детей вырабатываются компенсаторные возможности, которые помогают им в осуществлении жизнедеятельности. Данные занятия способствуют развитию двигательных умений, умственных действий; помогают воспитывать ребенка со стороны нравственных, эстетических понятий; прививают положительное отношение к труду.
В процессе занятий физическим воспитанием у детей формируются комплексы знаний, которые необходимы им жизненно и профессионально. Усвоенные двигательные умения и навыки способствуют развитию не только физических, но и психических качеств, повышают функциональные возможности различных органов и систем организм ребенка.
Одним из средств АФК можно выделить физические упражнения. Они способствуют решению оздоровительных, развивающих, лечебных и профилактических задач; помогают воздействовать на организм ребенка, а также способствуют воспитанию многих личностных качеств. Успешное развитие двигательных способностей и формирование физических качеств благодаря многократному повторению серий упражнений. Физические упражнения положительно влияют на весь организм в целом.
Серии двигательных упражнений, которые специалист подбирает под индивидуальные особенности ребенка способствуют повышению активности ребенка, улучшают межполушарное взаимодействие, воспитывают умение контролировать своё поведение.
Физические упражнения, которые специалист подбирает для ребенка связаны со многими психическими процессами, такими как внимание, память, восприятие, речь; с представлениями о движениях, с мыслительной работой и эмоциями. В процессе выполнения различных физических упражнений развиваются интересы, мотивы, потребности, формируются воля, характер, поведение. То есть посредством выполнения физических упражнений, корректируется не только физические способности детей, но и интеллектуальные, а также формируется личность ребенка.
Детям с ОНР для устранения речевого дефекта необходима коррекционная помощь учителя логопеда, а также занятия адаптивной физической культурой.
Важно понимать значение роли АФК в регуляции психического и эмоционального состояния детей дошкольного возраста с ОНР, а также в их адаптации. Двигательная активность детей является средством профилактики и успешного восстановления нормальной жизнедеятельности всего организма. Физкультурная активность способствует развитию того уровня физической подготовленности, который необходим для того чтобы ребенок мог успешно социализироваться и комфортно себя в социуме.
У детей с ОНР отмечается отставание в психическом и моторном развитии. Это отставание проявляется в низком уровне быстроты и ловкости при выполнении движений, как специально организованных на занятиях, так и повседневных, бытовых движениях, которые дети выполняют в процессе жизнедеятельности (подъем по лестнице, перешагивание через препятствие и т. д.) Для развития данных показателей с детьми дошкольного возраста можно использовать такие виды игр с как «Вышибалы», «Съедобное - не съедобное» - игры с мячом, «Третий лишний» и т. д. У детей с ОНР отмечается отсутствие автоматизации движений и низкая способность к обучению. Эти особенности связаны с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). Правильная оценка данных психических функций необходима для выявления особенностей развития детей с ОНР и для определения их компенсаторных функций. Для развития автоматизации движений и моторной памяти можно использовать двигательные комплексы, где дети должны выучить и запомнить определенные движения. Возможно использование спортивного инвентаря (мячи, ленты, гимнастические палки т. д.).
Осуществление развития моторных функций осуществляется за счет выполнения специальных упражнений и доступных способов физического воспитания. Упражнения должны быть направлены на
нормализацию тонуса мышц; исправление неправильных поз; развитие равновесия; упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и сопровождающей движения речью; запоминание серии двигательных актов; развитие быстроты реакции на словесные инструкции; развитие двигательной координации пальцев рук, необходимой для полноценного становления навыков письма.
Для формирования правильного дыхания, учителем логопедом и специалистом физической культуры может быть использована гимнастика А. Н. Стрельниковой. Данная гимнастика способствует формированию диафрагмального дыхания, улучшает звучность речи, помогает сформировать правильный темп и ритм речевого потока. Уникальность данной гимнастики состоит в том, что это единственная методика, в которой короткий вдох осуществляется носом в процессе движений, которые сжимают грудную клетку.
Особое внимание уделяется развитию координации пальцев рук. Этому способствуют такие упражнения, как сжимание теннисного мячика; разгибание и загибание поочередно пальцев из кулака в
кулак; выработка переключения движений правой — левой руки (пробы «кулак-ребро-ладонь», «ушки рожки», «кольцо»).
При выполнении движений необходимо обращать внимание на четкость и ритмичность выполнения, следить за наличием синкинезии и нарушения пространственной ориентации. Корректировать данные явления.
Таким образом, для устранения речевого дефекта у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи помимо специальных логопедических занятий должны присутствовать занятия адаптивной физической культуры. На данных занятиях реализуются программы по формированию диафрагмального дыхания, что поспособствует удлинению речевого выдоха и появлению плавной, интонационно окрашенной речи.
Посредством игр с определением своих действий дети учатся не только входить в коммуникативные ситуации, но и планировать и контролировать свои действия, развивать словесно-логическое мышление, внимание, память – все высшие психические функции, которые тесно связаны с речевой деятельностью.
Через подсчет, хлопки, отстукивания ритма со стороны физкультурного работника, у детей формируется ритмизация общих моторных движений, что в свою очередь тесно взаимосвязано с ритмизацией речи.
В процессе разминки развиваются мелкие движения кистей и пальцев рук, следствием чего является стимуляция активности речевых и умственных зон коры головного мозга, также, данные виды деятельности служат базой для дальнейшего развития письменной речи детей, для ее моторной реализации.