Сущенко Ксения
Привлечение детей с ОВЗ к совместным играм и постановкам (музыка, спорт) для духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Привлечение детей с ОВЗ к совместным играм и постановкам (музыка, спорт) для духовно-нравственного воспитания
В настоящее время в современных дошкольных образовательных учреждениях большое внимание отводится работы детьми с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка, которые связаны с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют различные отклонения в психическом и физическом развитии, обусловливающие нарушения общего развития и не позволяющие данной категории детей вести полноценную жизнь.
Для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении создают специальные условия, которые отвечают особенностям, потребностям, интересам этих детей. Важным направлением работы ДОУ является привлечение детей с ОВЗ к совместной деятельности со сверстниками с нормативным развитием.
Сегодня не теряет своей актуальности вопрос духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому мы решили соединить работу с детьми ОВЗ и детьми – нормы в области духовно – нравственного воспитания через совместные игры и постановки (музыка, спорт).
Благодаря совместным играм и постановка с детьми ОВЗ, у детей – нормы формируется ряд составляющих духовно – нравственного воспитания (рис. 1)
Рис. 1. Составляющее духовно - нравственного воспитания детей
На музыкальных занятиях мы предлагаем такие совместные игры для детей с ОВЗ и детей нормы как :
Игра «Здравствуй, милый друг» помогает вызвать у детей положительный эмоциональный отклик, сформировать умение приветствовать других, используя ласковую, выразительную интонацию голоса, улыбки, доброжелательный открытый взгляд, позу, сформировать дружеские отношения между детьми ОВЗ и детьми – норма. Педагог говорит, что ножки отправились в путешествие по дорожке, в это время дошкольники двигаются врассыпную соответственно характеру музыки (спокойным ритмичным шагом). Затем педагог на второй фразе при повторе музыкальной темы взрослый обозначает момент, когда дети должны остановиться и встать в пары: «Повстречали друга ножки на дорожке».
Игра «Верные друзья» позволяет сформировать представления о взаимопомощи и дружелюбии. Группы (музыкальный зал) делится на две части, одна часть является сушей, а другая – морем. Дошкольники берутся за руки и ходят под музыкальное сопровождение по кругу. Когда музыка заканчивается, то все дети останавливаются. Дети которые оказались на суше должны спасти тех, которые остались в море. Для этого им нужно выполнить разные задания педагога, например, спеть песенку из сказки, станцевать, спеть парой и т. д.
Мы активно используем театрализованные постановки, которые включают музыкальное сопровождение. В них принимают участие в качестве актеров дети с ОВЗ и дети – нормы, что позволяет научить взаимодействовать их в условиях театрализованной деятельности. Были организованы следующие театрализованные постановки : «Гуси – лебеди», «Снежинки – почтальоны», «Как Снеговик попал на удочке вороне», «Спасение друзей» и т. д.
На занятиях физической культуре мы используем подвижные игры, например, «Охотник и зайцы», в которой на одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2 – 3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, ищет следы зайцев. Когда педагог говорит, что зайцы выбежали на полянку, то они прыгают на двух ногах, по слову «охотник», зайцы останавливаются, поворачиваясь к нему спиной, а он, на том же месте, где был, бросает в зайцев мяч. Заяц, в которого попал мяч, считается раненым, и охотник забирает его к себе.
Подвижная игра «Кто скорее до флажка?» подразумевает деление на команды, необходимо так поделить команды, чтобы в каждой были дети с ОВЗ и дети – нормы, это позволит не делить детей по какому – то признаку, и самое главное, научит детей – нормы терпению, взаимопомощи и пр. на расстоянии 3 метров от исходной черты располагаются флажки. По сигналу педагога нужно на двух ногах прыжками достичь флажков, обогнуть их, и вернуться назад бегом.
Также мы проводим различные досуговые мероприятия для детей. Организаторами становятся музыкальны руководители, воспитатели и инструктор по физической культуре. Мы используем разные формы работы:
- соревнования;
- веселые старты;
- турниры;
- знакомство с музыкальными произведениями и композиторами;
- овладение игре на музыкальных инструментах;
- хоровое разучивание песен;
- обучение выразительному чтению стихов;
- проведение игр – драматизаций при помощи кукольного театра;
- постановка сценок;
- разучивание диалогов;
- продуктивная изобразительная деятельность (лепка, рисование) ;
Таким образом, привлечение детей с ОВЗ к совместным играм и постановкам, на наш взгляд, выступает в качестве духовно – нравственного воспитания детей – нормы, а именно формирования нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.