МААМ-картинки

Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге

Нелли Шмачкова
Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы

С каждым годом в нашей стране увеличивается плотность транспортных потоков на улицах и дорогах, и наряду с этим растет число дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дошкольнику трудно понять, что такое тормозной путь, транспортный поток.

Неправильное поведение детей на дорогах

Темочки:

Неправильное поведение детей на дорогах может быть обусловлено следующими факторами:

- незнание дошкольниками элементарных правил поведения на дорогах;

- возрастные и психофизиологические особенности детей;

- несформированность у них координации движений;

- стремление ребенка к самостоятельности, но неумение адекватно оценить ситуацию;

- и часто безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Значимость работы в дошкольных учреждениях

Обеспечение безопасности детей на дороге остается приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Большую роль в решении данной проблемы имеет четко спланированная система по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомство детей с дорожной азбукой, формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста. Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

Работа, проводимая по данной проблеме в МБДОУ

Поэтому в нашем детском саду данной проблеме отводится особое место. Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения ведется системно и целенаправленно начиная с первой младшей группы.

Цель и задачи работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД осуществляется в нескольких направлениях: работа с педагогами, с родителями и с общественными организациями.

Работа по знакомству с ПДД на разных возрастных этапах дошкольного детства

Средняя группа

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.

Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.

С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины.

Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

Старшая группа

В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.

На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

- идти следует по правой стороне тротуара;

- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо;

- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Подготовительная группа

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.

Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.

С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице.

Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.

Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей,

- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими,

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика,

- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливыми,

- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги)

Интеграция образовательных областей

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, если материал по ПДД включается в содержание образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Кружковая работа

В нашем детском саду наряду с образовательной деятельностью по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города ведется и кружковая работа. Кружок, где в интересной, увлекательной форме дети знакомятся с правилами дорожного движения называется «Сказки осторожности». Вместе с воспитателем - социальным педагогом дети путешествуют по дорожной азбуке, разбирают проблемные ситуации, знакомятся с дорожными знаками, «дорожными ловушками».

Предметно-развивающая среда

Создание условий для осуществления планомерной эффективной воспитательно-образовательной работы включает обогащение развивающей предметной среды и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса по данному направлению.

В группах созданы Центры безопасности дорожного движения. При оформлении центров учитывались возрастные, психологические особенности дошкольников, их интересы. В центрах оформлены развивающие настенные панно, магнитные доски с играми по ПДД, многофункциональные мини-стенды для детей, игры. Литературы, макеты улиц, минимодули дорожных знаков и светофоров, атрибуты для сюжетно-ролевых игр в группе.

На участке детского сада имеется разметка на асфальте для сюжетных игр по правилам дорожного движения в летнее время года. Предметно-развивающая среда систематически пополняется и обновляется.

Значимость работы с родителями

Успех профилактики ДТП с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода – пример поведения на дороге родителей. Немало внимания уделяем мы взаимодействию с семьей в воспитании навыков безопасного поведения. Работы с семьей предусматривает активную позицию родителей. Педагоги нашего детского сада объяснили родителям важность этой проблемы. Отобрали наиболее эффективные формы взаимодействия:

- родительские собрания в виде круглых столов, КВН, викторин, познавательно-игровых конкурсов.

- Совместные выставки рисунков, макетов, поделок.

- Составление памяток и советов для родителей.

- Наглядно-стендовая информация: листовки, фотовыставки, газеты.

Педагоги нашего детского сада стремятся сделать родителей своими союзниками в воспитании у детей сознательного безопасного поведения на улицах города.

Особый интерес у родителей вызывает участие в конкурсах на муниципальном и региональном уровнях по правилам дорожного движения.

Публикации по теме:

Акция «Мы за безопасность маленького пассажира»Акция «Мы за безопасность маленького пассажира» «Мы за безопасность маленького пассажира» На улицах наших городов и поселков с каждым годом растет количество машин,, что является одной.

Фотоотчёт о районном конкурсе по ПДД (подготовительная группа)Фотоотчёт о районном конкурсе по ПДД (подготовительная группа) "МЫ - ПОБЕДИТЕЛИ!"Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма-одна из приоритетных задач педагогических коллективов дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге
Опубликовано: 28 января 2014 в 05:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Шмачкова (УИ 184598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД