Нелли Шмачкова
Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
С каждым годом в нашей стране увеличивается плотность транспортных потоков на улицах и дорогах, и наряду с этим растет число дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дошкольнику трудно понять, что такое тормозной путь, транспортный поток.
Неправильное поведение детей на дорогах
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Неправильное поведение детей на дорогах может быть обусловлено следующими факторами:
- незнание дошкольниками элементарных правил поведения на дорогах;
- возрастные и психофизиологические особенности детей;
- несформированность у них координации движений;
- стремление ребенка к самостоятельности, но неумение адекватно оценить ситуацию;
- и часто безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Значимость работы в дошкольных учреждениях
Обеспечение безопасности детей на дороге остается приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Большую роль в решении данной проблемы имеет четко спланированная система по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомство детей с дорожной азбукой, формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста. Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
Работа, проводимая по данной проблеме в МБДОУ
Поэтому в нашем детском саду данной проблеме отводится особое место. Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения ведется системно и целенаправленно начиная с первой младшей группы.
Цель и задачи работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД осуществляется в нескольких направлениях: работа с педагогами, с родителями и с общественными организациями.
Работа по знакомству с ПДД на разных возрастных этапах дошкольного детства
Средняя группа
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.
Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.
С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины.
Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».
Старшая группа
В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.
На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:
- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;
- идти следует по правой стороне тротуара;
- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;
- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо;
- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;
- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;
- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.
Подготовительная группа
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.
Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.
С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице.
Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.
Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей,
- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими,
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:
- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика,
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливыми,
- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги)
Интеграция образовательных областей
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, если материал по ПДД включается в содержание образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Кружковая работа
В нашем детском саду наряду с образовательной деятельностью по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города ведется и кружковая работа. Кружок, где в интересной, увлекательной форме дети знакомятся с правилами дорожного движения называется «Сказки осторожности». Вместе с воспитателем - социальным педагогом дети путешествуют по дорожной азбуке, разбирают проблемные ситуации, знакомятся с дорожными знаками, «дорожными ловушками».
Предметно-развивающая среда
Создание условий для осуществления планомерной эффективной воспитательно-образовательной работы включает обогащение развивающей предметной среды и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса по данному направлению.
В группах созданы Центры безопасности дорожного движения. При оформлении центров учитывались возрастные, психологические особенности дошкольников, их интересы. В центрах оформлены развивающие настенные панно, магнитные доски с играми по ПДД, многофункциональные мини-стенды для детей, игры. Литературы, макеты улиц, минимодули дорожных знаков и светофоров, атрибуты для сюжетно-ролевых игр в группе.
На участке детского сада имеется разметка на асфальте для сюжетных игр по правилам дорожного движения в летнее время года. Предметно-развивающая среда систематически пополняется и обновляется.
Значимость работы с родителями
Успех профилактики ДТП с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода – пример поведения на дороге родителей. Немало внимания уделяем мы взаимодействию с семьей в воспитании навыков безопасного поведения. Работы с семьей предусматривает активную позицию родителей. Педагоги нашего детского сада объяснили родителям важность этой проблемы. Отобрали наиболее эффективные формы взаимодействия:
- родительские собрания в виде круглых столов, КВН, викторин, познавательно-игровых конкурсов.
- Совместные выставки рисунков, макетов, поделок.
- Составление памяток и советов для родителей.
- Наглядно-стендовая информация: листовки, фотовыставки, газеты.
Педагоги нашего детского сада стремятся сделать родителей своими союзниками в воспитании у детей сознательного безопасного поведения на улицах города.
Особый интерес у родителей вызывает участие в конкурсах на муниципальном и региональном уровнях по правилам дорожного движения.