Юлия Зубченко
Природный материал как одно из средств развития математических представлений у дошкольников
В процессе развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста, как показал анализ научной литературы и опыт практический работников ДОО, можно использовать разнообразные дидактические средства : дидактические игры и упражнения, модели, малые фольклорные жанры, музыкально-математические средства, проблемно-игровые ситуации, а так же разнообразный дидактический, природный и бросовый материал. Средства обучения и воспитания рассматриваются как условие реализации основной общеобразовательной программы, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях, что еще раз подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (54).
Публикация «Природный материал как одно из средств развития математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дидактические средства – это «совокупность предметов, явлений, знаков (модели, действий, а также слов, участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей» (58); «это материальные или идеальные объекты, которые используются в обучении как источники получения знаний и формирования умений и навыков» (39); «средства, с помощью которых реализуются цели обучения» (22).
Рассматривая дидактические средства в обучении детей элементарной математике, обратим внимания на исследования Е. И. Щербаковой, которая выделяет их функции: они реализуют принцип наглядности; переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму; способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий; увеличивают объем самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения (58).
Таким образом, под средствами обучения понимаются материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются цели и задачи обучения.
Общепринятым, по мнению Н. В. Микляевой, является разделение средств обучения на следующие виды: печатные, электронные, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, спортивное оборудование и учебная техника. В практике ДОО чаще используется деление средств обучения по ведущему методу обучения. Рассматривая средства обучения в детском саду, обратим внимание на следующую классификацию, которая делит их на основные (реализуемые через словесный метод обучения, к ним относятся словесные дидактические игры, задачи, загадки; визуально-реальные предметы, модели, картинки (реализуемые через практический и наглядный метод обучения); дополнительные, способствующие лучшей презентации основных средств (аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости, например, с помощью магнитов, фланелеграф, доска, наборное полотно и др. (33, 324).
А. П. Усова говорит о том, что в качестве одних дидактических средств выступает слово, а других – дидактический материал и дидактическая игра, поскольку образовательные задачи хорошо решаются посредством наглядности и практических действий ребенка (52).
Интересным для нашего исследования являются работы Ф. Фребеля и М. Монтессори, посвященные сенсорному обучению дошкольников. Методика ознакомления детей с геометрическими фигурами не потеряла актуальности и в настоящее время. «Дары», созданные Ф. Фребелем, и материалы М. Монтессори используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
По мнению М. Монтессори, все должно быть подчинено одной цели -развитию органов чувств, и наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры. Воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением. Таким образом, М. Монтессори уделяла большое внимание развитию органов чувств (зрения, слуха и др.). В частности, ею была описана методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и др. (17).
Идеи М. Монтессори сегодня активно применяются и развиваются как в детских садах зарубежных стран, так и в России.
В организации образовательного процесса в ДОО большую помощь оказывают дидактические материалы (демонстрационный и раздаточный, созданные для каждого занятия, а также игровые развивающие материалы для самостоятельной деятельности. Крупные пособия выступают в качестве демонстрационного материала, а небольшие удобные для работы за столом – в качестве раздаточного материала. Это может быть точная, но уменьшенная копия демонстрационного материала, а может быть, и не связанная с ним. Являясь важным дополнением к развивающей предметно-пространственной среде, которую необходимо создать для детей дошкольного возраста при организации образовательного процесса.
Остановимся на одном из средств развития математических представлений у дошкольников – природном материале.
Анализ научной и методической литературы, педагогический опыта педагогов ДОО, представленных в периодической печати и в ресурсах Интернет, показал большой интерес воспитателей к этой проблеме. Игры с природным материалом, по мнению Н. Ф. Виноградовой, Т. А. Куликова, - снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними (10, 223).
В частности, Э. К. Гульянц и И. Я. Базик разработали содержание и методы обучения детей старшей и подготовительной к школе групп приемам работы с природным материалом, в процессе чего дети овладевают разными операциями по изготовлению игрушек из шишек, хвои, орехов, желудей, коры, ракушек, соломы и другого материала (14).
Мы видим, что чаще всего природный материал применяется в изготовлении игровых пособий для работы с детьми, например, изготовленное воспитателем А. Бондаренко совместно с детьми пособие «Волшебный ёжик» используется для знакомства со свойствами природных материалов, шишек, а также для игр-драматизаций и т. д. Интересен опыт Т. А. Буланкиной по использованию природного и бросового материалов для развития творческого восприятия при оформлении участка ДОО, где автор разработал методику пошагового обучения изготовлению поделки с использованием приемов показ и объяснение (8). Конструированию из бросового и природного материала посвящены работы Г. Н. Низамиевой. Она рекомендует к этой деятельности привлекать родителей, консультируя их по вопросам технологии выполнения поделок, обогащая их знания о значении ручного труда в развитии личности ребёнка, привлекая к участию в выставках работ, выполненных детьми, как в детском саду, так и дома, самостоятельно или совместно с родителями. Многие педагоги ДОУ предлагают организовать кружковую работу. Это могут быть разноплановые кружки (нетрадиционное рисование, ручной труд, кружок «Маленькие умельцы», где дети мастерят различные поделки из природного и бросового материала, и программы развития творческих способностей с использованием этих материалов в разных видах деятельности, в первую очередь, в процессе конструирования и ручного труда. Эти программы направлены на развитие воображения детей; умений вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы; умений составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы, обучать способам конструирования из различных бросовых материалов.
Таким образом, многие педагоги используют природный материал для изготовления поделок, в соответствии с возрастными особенностями детей и их потребностями. Однако в процессе развития математических представлений у детей данный материал представлен очень скромно, что говорит о необходимости активизировать работу воспитателей в данном направлении.
На важность использования природного материала в художественно - творческой деятельности ребёнка обращал внимание А. С. Макаренко: «Природный материал ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из него человек создаёт ценности и культуру». Большое влияние работа с природным материалом оказывает на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления, способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, развитию сенсомоторики. В. А. Сухомлинский отмечал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если к нему приложить умелые руки, то всё можно оживить».
Чаще всего игры с природным материалом используются в экологическом воспитании дошкольников, в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Процесс обучения воспитанников дошкольного учреждения играм с природным материалом организуется с учетом принципа активности и самостоятельности, который реализуется в методах и приемах обучения, в содержании обучения при направляющем воздействии взрослых участников образовательного процесса. Занятия строятся так, чтобы в ходе игры достичь максимальной активности детей, в значительной степени опираясь на их непроизвольное внимание, используя занимательные материалы, красочное и эмоциональное оформление занятий.
Разные специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, проводят игры-занятия с природным материалом. Содержание игр для воспитанников каждой группы и каждого ребенка в отдельности отбирается на основе данных психолого-педагогического обследования, где учитываются возрастные особенности, протекание всех психических процессов, потребности и интересы, темп продвижения и расширения «зоны ближайшего развития», потенциальные возможности в игре.
Все игры, в том числе и игры с природным материалом делятся на творческие (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом) и игры с правилами (обучающие, дидактические, логико-математические). Ценность природного материала заключается в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов, в том числе и связанные с формой, величиной, количеством и др.
Для детей младшего дошкольного возраста игры с природным материалом одновременно являются не только средством, но и формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей.
В игре содержатся все структурные элементы (части, характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача, содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Значение игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Для игр в детском саду широко используются природные материалы : снег, вода, песок, а также шишки, каштаны и др.
Дети сооружают из песка горки, туннели, русла рек, строят плотины, водопады, крепости. Такими играми дети более охотно занимаются в естественных условиях: на пляже, на берегу реки, озера. Здесь есть возможность использовать большое пространство.
Играя со снегом, младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Старшие дошкольники строят из снега дома, крепости, пароходы, лодки, мосты, украшают участок скульптурами из льда и снега. Воспитатель учит их строить постройки из снега разными способами (из накатанных снежных комов, из снежных кирпичей, побуждает к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли, и вместе с тем предупреждает чрезмерную двигательную активность, чтобы они не перегревались (16)
Таким образом, игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения, развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, а также обогащают сенсорный опыт детей.
На протяжении дошкольного возраста ребенок усваивает несколько приемов строительства из песка. Некоторые из них близки к приемам работы со снегом. Педагог учит малышей лепить из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же способом соорудить забор вокруг дома, выстроенного воспитателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малыши c удовольствием осваивают прием формовки из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко охватывaлa ладонь ребенка, добавить маленькие ведерки, обеспечить место, где будут размещаться «куличики». Вовлекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит правильно называть признаки (18).
Детям модно предложить рисование на песке (снеге). Песок утрамбовывается доской, и воспитательница на глазах детей рисует на нем заостренной палочкой фигуры людей, животных, здания, отдельные предметы, а также хорошо знакомые геометрические фигуры. Далее задание усложняется и педагог просит дорисовать предмет, в основе которого лежит круг, квадрат, треугольник и др. Далее дети называют, что они нарисовали, какую форму имеет предмет и отдельные его части, поясняя это словами.
На ровной снежной поверхности, как и на песке, можно проводить рисование, о котором была речь выше: заостренной палкой воспитательница рисует на снегу; дети смотрят и поясняют рисунки словом, выделяя форму, величину предмета.
Успешное руководство играми с природным материалом, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном образовательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам, а также способствовать закреплению полученных знаний в практической деятельности.
Кроме этого природный материал может быть использован в качестве раздаточного материала и для самостоятельной деятельности в Центре математики, Уголке настольных игр, Центре конструирования из деталей (среднего и мелкого размера, в Центре экспериментирования (34).
В качестве эффективного коррекционно-развивающего средства можно использовать нетрадиционные и природные материалы. К ним относят игры и упражнения с использованием «сухого» пальчикового бассейна, массаж с помощью мячика Су-Джок, аппликатора Кузнецова, применение различных бытовых предметов (прищепки, веревки, счеты, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Из природных материалов используются сосновые и еловые шишки, орехи, крупы, бобы, семена растений, песок, веточки, брусочки, круглые спилы.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности в работе с детьми. Упражнения с нетрадиционными и природными материалами включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые построены по принципу интеграции образовательных областей. Задачи по развитию речи включены не только в область «Развитие речи», и в другие области, например, «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». Природные материалы используются для выполнения динамических игр, музыкальных распевок, логоритмических упражнений и для тренировки мелких мышц кисти, а также закрепления математических представлений в том числе и геометрических. Такие занятия способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитанию усидчивости, формированию учебной мотивации и познавательного интереса. Природный материал помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
В основе работы с природным материалом лежит метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (число, цифру, геометрическую фигуру, звук, слово, текст и т. п., научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981). А у детей младшего дошкольного возраста представления формируются и развиваются с опорой на различные органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.).
Как известно из психологии, зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Кроме этого, информация, воспринятая зрительно более осмысленна, она лучше сохраняется в памяти. Отсюда следует, что педагогу надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации, т. е. использовать все группы средств обучения. А для детей младшего дошкольного возраста, как отмечают психологии, важны и тактильно-двигательные анализаторы, потому что ребенок познает мир с помощью наглядно-действенного мышления.
Сказанное выше подтверждают и физиологические исследования. Например, ориентировочный рефлекс (рефлекс «Что такое?», открытый И. П. Павловым. Если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что также облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается при более полном использовании возможностей зрительных и слуховых анализаторов обучаемых.
На этапе применения знаний средства обучения помогают овладеть знаниями, закрепить их, сформировать умения и навыки. Следует учитывать эмоциональное воздействие средств обучения в процессе усвоения ЗУН. Если педагогу важно сконцентрировать внимание ребенка на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия средств вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Однако избыток эмоциональности может затруднить восприятие и осмысление основного материала, особенно это относится к детям с эмоциональным типом восприятия. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания, решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства.
Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу, математические песенки. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы, а также развитию математических представлений и понятий, связанных с математикой, например, загадки, стихи и песни о геометрических фигурах («Песенка треугольника», «Песенка квадрата», «Песенка про прямоугольник» и др.) (28).
Каждая комплексная («Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) и парциальная («Математика в детском саду», «Математические ступеньки», «Игралочка» и др.) программы включают основной программно-методический комплект или учебно-методический комплекс программы.
Например, в комплексной инновационной программе «От рождения до школы» (2019) авторы предлагают центры активности (Центр математики, Уголок настольных игр, Центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера) и др.) для самостоятельной деятельности детей, где дети могут найти занятия по интересам, взаимодействовать друг с другом. Авторы программы указывают на правильный подбор и оснащение центров активности различными игровыми развивающими материалами, соблюдение некоторых условий, обеспечивающих максимальный обучающий и развивающий эффект : упорядоченность; достаточность; разнообразие материалов; соответствие возрастным и индивидуальным возможностям; доступность и удобство использования; автодидактика; регулярное обновление; привлекательность для детей; прочность и безопасность (37, 53-54).
В дошкольной педагогике наличие элементов автодидактики в играх, игрушках, пособиях означает возможность ребенку самому, без помощи взрослого, определить правильность выполнения задания. Поэтому во всех центрах активности должно быть много материалов, с которыми дети могут работать без помощи воспитателя, а также материалы с элементами автодидактики (37, 53).
Также основной программно-методический комплект парциальной программы «Игралочка» (основной компонент программы) содержательно представлен в последовательных курсах математического развития дошкольников «Игралочка» (для детей младшего дошкольного возраста) и «Игралочка – ступенька к школе» (для детей старшего дошкольного возраста) авторов Петерсон Л. Г., Кочемасовой Е. Е. Каждый из представленных курсов состоит из методических рекомендаций для педагогов; рабочих тетрадей для ребенка; демонстрационного и раздаточного материалов. Демонстрационный материал отражен в пособии Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет. (41). Раздаточный материал – в книге Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет (42).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что средства обучения - это материалы и орудия образовательного процесса, с помощью которых достигаются цели и задачи обучения. Таким средством в работе с детьми может выступать природный материал, при взаимодействии с которым ребенок не только познает его особенности (цвет, форму, величину и др., но и возможности многовариантного его преобразования при изготовлении поделок. Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, аппликации и ручного труда) и формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур. Все комплексные и парциальные программы обеспечены УМК, где наряду с методическими рекомендациями для педагогов и рабочими тетрадями для ребенка, представлен демонстрационный и раздаточный материал по каждой образовательной области, в том числе и по формированию и развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах.