Лариса Мезянкина
Приобщение воспитанников к культурному наследию народов России
▼ Скачать + Заказать документы
Мезянкина Лариса Александровна,
заместитель заведующего
МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка»,
Невьянский городской округ
Представление опыта «Приобщение воспитанников к культурному наследию народов России как одна из форм деятельности ДОУ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Политики, общественные деятели, социологи, педагоги не устают повторять, что именно этот фундамент может обеспечить преемственность и прогрессивное развитие общества. Поэтому воспитание будущих патриотов было и остается значимым направлением, связанным с идеологической, экономической, политической, культурной, образовательной и другими сферами жизни.
Публикация «Приобщение воспитанников к культурному наследию народов России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Россия – одно из крупнейших многонациональных государств, которое богато своим уникальным культурным наследием и традициями.
Богатство и разнообразие культурного наследия нашей страны, созданного прошлыми поколениями, выдержавшего испытание временем и переданного наследникам, сегодня особенно ценится и почитается всеми народами Российской Федерации.
Как объясняют слово патриотизм в Большой Российской энциклопедии?
ПАТРИОТИ ЗМ (от греч. – соотечественник, – родина, отечество, осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям.
Что такое культурное наследие?
Универсальное значение понятия «Культурное наследие» включает не только материальные движимые и недвижимые объекты – памятники архитектуры, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства, но и нематериальное культурное достояние, выраженное в родном языке, фольклоре, традициях, праздниках и обрядах, памятных и исторических датах, народных промыслах и ремеслах.
Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д. С. Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое».
С 01.09.2023. наш д/с приступил к реализации ООП ФОП ДО. Обязательной частью ОП является рабочая программа воспитания.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы нашего д/с, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Для повышения компетентности педагогов в развитии патриотизма у воспитанников и знакомства с культурным наследием народов России проведены :
• Заседания РГ группы по ФОП ДО, методсовета по планированию деятельности и проведению мероприятий в данном направлении;
• Анкетирование педагогов «Знакомство дошкольников с культурным наследием народов России»;
• Реализация индивидуальных планов профессионального развития педагогов. Изучение литературы по данному направлению.
• Пополнение РППС. В том числе картотек в группах «Устное народное творчество народов России», народные игры народов России. Подробнее об этом расскажет Татьяна Анатольевна.
Педагогами составлены РП «Забавушка» (русские песенки, потешки, колыбельные, которые реализуются в группах раннего возраста. Также в разделах ОП «Знакомство с художественной литературой», «Окружающий мир», «Здравствуй, мир!» дети знакомятся с культурным наследием, природным разнообразием и богатством нашей необъятной страны. Советом музея «Уральская горница» организуются передвижные выставки, беседы «Утюги», «Прялки», «Предметы советских времён», «Марки 20 века». В данном направлении проводится работа во всех возрастных группа при организации режимных моментов.
Педагоги разместили материалы на сайте ОУ
• Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре.
• Озеро Байкал.
• О Дагестане.
• Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой Мордовского народа. Кузнецова
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Кузнецова Т. А.
• Культура народов России.
• Музыкально-познавательная игра для дошкольников и их семей «Заиграй-ка!».
• НГИАМ
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры для развития патриотических чувств воспитанников и знакомства с культурным наследием народов России.
МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка» взаимодействует с социальными партнёрами.
- воспитанники подготовительных и старших групп посещают НГИАМ ( экскурсии: знакомятся с достопримечательностями Невьянска, бытом русского народа, обычаями, праздниками, участвуют в конкурсах по истории башни, Невьянска;
- воспитанники подготовительных групп посещают центр детского чтения «Радуга» (экскурсии, беседы, конкурсы, включающие знакомство с различными печатными изданиями современности и прошлого, с творчеством русских и советских авторов, праздниками русского народа);
- воспитанники посещают культурно – досуговый цент (просматривают кукольные спектакли по русским сказкам, знакомятся с традициями празднования нового года, участвуют в квестах, где узнают историю Дворца культуры);
- воспитанники посещают МАУ НГО «Центр творчества» (участвуют в конкурсах, посвящённых творчеству русских и советских писателей, традиционные праздники «Новый год», «Масленица», «День Победы);
- воспитанники всех возрастов и их семьи участвуют в конкурсах Центра молодёжной политики (изготавливают макеты природных памятников Урала, традиционных русских праздников – Масленица);
- дети всех возрастов просматривают спектакли Новоуральского театра кукол («Про медведя», «Русские сказки»).
Мероприятия для родителей
• Анкетирование родителей (законных представителей) «Знакомство дошкольников с культурным наследием народов России»;
• Фестиваль сказок для мам МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка»;
• Муниципальный культурно – познавательный проект «Сила России в единстве народа».
Эффективность работы по развитию патриотизма подтверждают данные диагностики воспитанников. Методика М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой:
В- 51% С – 43% Н –6 %
Итогом проделанной работы считаем следующие результаты
• 96 % родителей отметили, что в ДОУ на достаточном уровне организована воспитательная работа;
• 85% родителей считают, что в ДОУ на достаточном уровне организована работа по знакомству воспитанников с культурным наследием народов России и патриотическому воспитанию детей. 15% затрудняются ответить (вновь принятые)
Результат работы по воспитанию патриотизма и знакомству воспитанников с культурным наследием народов России подтверждает наличие победителей конкурсов и представление опыта на различном уровне детей и педагогов:
• конкурс «География». Работа «Путешествие по Чеченской республике» - 1 место;
• Всероссийский конкурс «Декоративно – прикладное творчество. Аппликация». «Невьянская башня» - 1 место. ;
• Муниципальный этап 32 Рождественских чтений. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой мордовского народа»;
• Муниципальный этап 32 Рождественских чтений. «Знакомство детей раннего возраста с культурой русского народа как одна из форм патриотического воспитания»;
• Воспитатели России – 2023. Номинация «Лучшая научная разработка сохранения и укрепления традиционных российских духовно – нравственных ценностей ДО от поколения к поколению». Музыкально – познавательная игра «Заиграй-ка!» с использованием музейной педагогики для детей и их семей.
• Всероссийский конкурс «Конкурс педагогического мастерства работников образования «Лучший методический материал». Работа «Лэпбук «Россия – многонациональная страна». 1 место;
• Всероссийский конкурс «Мы вместе, мы едины!». 1 место;
• Конкурс педагогического мастерства работников образования «Лучший методический материал». Работа «Объёмная аппликация с детьми младшего дошкольного возраста». 1 место