Полещенко Елена
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение совместных форм работы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА ЧЕРЕЗ ПОИСК И ВНЕДРЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательных учреждений. В соответствии с законом РФ «Об образовании в РФ» и введением ФОП дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка». Разработка новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволит достичь высокого качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворить запросы родителей в интересах детей и тем самым создать единое образовательное пространство для ребенка, посещающего детский сад.
Публикация «Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение совместных форм работы» размещена в разделах
Идея взаимодействия семьи и дошкольного учреждения заключается в том, что
за воспитание детей, в соответствии с законодательством РФ, несут
ответственность родители, но при этом, все остальные социальные институты
призваны поддержать, помочь, и дополнить их воспитательную деятельность.
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания,
требует иных взаимоотношений между родителями и дошкольным
учреждением, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд
самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и
социальное расслоение, обилие новейших технологий, высокий темп
современной жизни) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при
этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие
родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать
ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам
необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка
потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и
устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план
совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия
составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и
потребностям родителей, возможностям педагогов. В работе с родителями
решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм работы.
Проведя анкетирование среди родителей, на тему: «В какие игры Вы играете
со своим ребенком дома?» ,выяснили, что родители мало уделяют внимания
своим детям в силу а) своей загруженности работой и домашними делами и б)
так как не знают, во что можно поиграть с ребенком.
Тогда мы решили помочь нашим родителям и детям. Во- первых, мы
регулярно стали размещать на стендах подборки игр, в которые
можно играть с детьми по дороге из детского сада, дома, в различных поездках.
Во- вторых, поскольку в настоящее время многие дети имеют проблемы не
только с речью, но и с развитием мелкой моторики мы решили организовать
цикл детско – родительских занятий «Вместе играем – мелкую моторику
развиваем!»
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что
тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи,
так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром,
отвечающим за мелкую моторику. Развивая мелкие движения пальцев рук мы
тем самым стимулируем речевой центр, развиваем речь.
Целю наших занятий являлись:
1) гармонизация детско – родительских отношений;
2) развитие мелкой моторики и речи детей.
Задачи, которые мы ставили, были следующие:
1) Установить более доверительные отношения между родителями и
детьми.
2) Обучить родителей способам развития мелкой моторики у детей с
помощью подручного материала.
3) Научить детей и родителей договариваться друг с другом в процессе
совместной работы.
4) Почувствовать радость от совместного творчества.
Родители нашей группы поддержали нашу инициативу и с радостью
откликнулись на наше приглашение.
В начале каждого занятия мы показывали родителям различные упражнения
пальчиковой гимнастики, которые они вместе с детьми смогли бы делать дома:
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый
могут просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала
медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто кто-то бежит.
- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный
и средний, далее – три, четыре, пять.
- Показать отдельно только один палец – большой.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики».
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок –
бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся,
спрятался.)
Все эти и многие другие упражнения для пальцев рук отлично развивают мелкую
моторику, а значит речь и мышление дошкольника.
Еще рассказывали о том, чем можно заниматься с детьми, чтобы
совершенствовать тонкие движения пальцев:
- Рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, углем,
гуашью, акварелью)
- Обводить, штриховать, раскрашивать.
- Резать ножницами.
- Разминать пальцами пластилин и глину.
- Играть с песком и водой.
- Рисовать в воздухе или на спине друг друга.
- Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
- Играть в конструкторы, мозаику, вкладыши, кубики.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
- Закручивать крышки.
- Заводить ключиком механические игрушки.
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Мять руками поролоновые губки.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики.
- Нанизывать на нитку пуговицы, бусины, шарики.
Для своих занятий мы тоже выбрали материалы, которые есть в каждом доме –
это крупы, макароны, спички.
Вот одно из наших совместных занятий :
Педагог: Здравствуйте дорогие гости. Сегодня мы продолжаем наши занятия по
развитию мелкой моторики, а поскольку скоро Новый год, то и занятие у нас
сегодня будет праздничное. Сегодня к нам должен прийти гость, а кто это будет,
вы узнаете, отгадав загадку:
Его слепили дети ловко,
Из снега сделали клубки.
Вместо носика - морковка,
Вместо глазок – угольки.
На голову ведро надели и соломенный парик.
А теперь скажи скорее Кто же это? (Снеговик)
Появляется игрушечный снеговик. Дети здороваются с ним.
Снеговик: Беда, беда! Я только что из леса. Зайцы собрались елку украшать, а
хитрая лиса у них все игрушки утащила. Вон у вас елка красивая, наряженная, а
бедные зайцы сидят, плачут. Давайте мы им поможем украсить елку, сделаем
красивые елочные украшения.
Раздаю круги, вырезанные из плотного картона, пластилин, макароны
различной формы, акриловую краску. Дети вместе с родителями размазывают
пластилин тонким слоем на поверхности круга, затем из макарон различной
формы выкладывают снежинку и вдавливают ее в пластилин. Затем акриловой
краской покрывают снежинку. В отверстие в круге продевают мишуру.
Получается красивое елочное украшение.
Снеговик. Какие вы молодцы. Вот зайцы обрадуются. Но на вашей елке я вижу
фонарики. Они так весело блестят. Может вы и фонарик и для зайцев
смастерите?
Раздаю всем бумажные заготовки для фонариков и ножницы. Дети с помощью
родителей делают продольные разрезы на заготовках и склеивают фонарики.
Снеговик: Ну молодцы! Теперь елка будет переливаться разноцветными
огоньками. Вы хорошо потрудились. Наверно ваши ручки устали. Пусть ручки
отдохнут.
Пальчиковая гимнастика:
-Греем ручки (Трем ладошки друг о друга)
- Греем ладошками щечки, ушки, нос.
-Дуем на раскрытые ладошки холодным ветерком (вдох через нос, длинный
выдох через рот)
- Моем ручки, стряхиваем водичку, вытираем каждый пальчик.
- Пальчики здороваются с большим пальцем (обеими руками одновременно)
- Делаем крепкие кулачки, а родители пытаются просунуть палец, делаем
мягкие кулачки.
Ваши ручки отдохнули можно продолжать делать украшения. Давайте сделаем
серпантин.
Даю длинные полоски разноцветной бумаги и карандаши.
Наматываем плотно полоски на карандаш. Аккуратно снимаем. Получается
разноцветный серпантин.
Ну теперь можно отправляться в лес.
Раздаю подносы с манной крупой. Рисуем на манке дорожки : узкие, широкие,
волнистые.
В лесу много елочек – больших и маленьких
В лесу много звериных следов : заячьи- двумя пальцами, волчьи – всеми
пальцами, медвежьи – кулачком.
Снеговик: Ну вот мы и пришли. Здесь в лесу есть мой домик, а около него
елочка, которую хотели украсить зайцы.
Раздаю спички. Складываем из спичек домик и елочку.
Появляется живая елка. Дети украшают ее своими поделками.
А теперь снеговик хочет вас поблагодарить. Вручает сладкие призы.
Таким образом, после проведения данной работы повысилась педагогическая
компетентность наших родителей. Теперь они имеют представление, как можно
помочь ребенку развивать мелкую моторику и чем можно заняться вместе в
свободное время.
Список литературы:
1. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» СПб Литера 2005г.
2. Топоркова И. Г. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво
рисовать» Ярославль «Академия развития» 1997г