Елена Москвина
Приобщение родителей к проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение родителей к проектной деятельности в ДОУ
Приготовила воспитатель Москвина Е. А.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками».
Публикация «Приобщение родителей к проектной деятельности» размещена в разделах
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Проект можно использовать как метод, форму организации или технологию обучения.
Проектная технология позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с заявленными принципами ФГТ, и ФГОС.
Этот метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских сада о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.
В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения.
3. Коммуникативные умения:
- умение инициировать игровое взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. ;
Лучше всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.
Основная идея проектного метода :
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить”.
Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике.
Метод проектов может сделать успешным, значимым любого воспитанника, даже если он отстаёт от сверстников в какой-то другой сфере.
Работа над проектом осуществляется под руководством и вместе с родителями. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
Советы родителям :
-Помогайте ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
-Выбирайте и формулируйте тему проектной работы.
-Сформулируйте задачи проекта.
-Обсуждайте с ребенком возможные результаты работы по теме проекта.
-Определите срок выполнения работы с ребенком. посодействуйте ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставкам, т. е поиске источников дополнительной информации по теме проекта.
Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
1. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
2. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Таким образом, метод проектов – это технология 21 века, предусматривающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Поэтому способность ДОУ, как первого звена образования использовать в своей работе проектный метод имеет большое значение.
Организация проектной деятельности
Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.
• В форме непосредственной образовательной деятельности.
Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось, похоже, и почему.
• В форме игры.
Постоянное включение театрализованных игр в педагогический процесс.
Содержание и разнообразие тематики.
Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так и вовремя.
Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с движениями, речью и мимикой, пантомимой.
• В форме педагогических ситуаций.
«Погружение в сказку».
Совместное чтение и анализ сказок.
Проигрывание отрывков из сказки.
Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим материалом).
Рисование.
Словесные, настольные и подвижные игры.
Типология проектов в ДОУ
По количеству участников Индивидуальные
Парные Групповые
Коллективные Массовые
По предметно-содержательной области Монопроекты (одна образовательная область)
Интегрированные (две и более образовательные области)
По длительности Краткосрочные (мини-проекты)
Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности Информационно-практические
Исследовательско-творческие Творческо-игровые Творческо-продуктивные
Чаще всего в практике работы приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов
Структура проекта
1. Начинать работу над проектом следует с выбора темы проекта, его типа, оценивая собственные возможности, возможности детей и родителей группы.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3. Важным моментом является распределение задач по шагам реализации проекта, поиск новой информации для детей и родителей, творческих решений.
4. Организация совместной и самостоятельной деятельности участников проекта (совместной- для детей, самостоятельной – для родителей)
5. Постоянный анализ полученных промежуточных результатов, организация обсуждения их с детьми и родителями.
6. Презентация полученных результатов (концерт, праздник, развлечение, театрализованное представление).
7. Анализ деятельности педагогом, внесение необходимых корректив, если проект будет использоваться другими педагогами.
Советы педагогам.
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Работа по реализации проекта, осуществляемого в группах, обязательно заканчивается вполне реальным, осязаемым для ребенка результатом: презентацией, концертом, альбомом, созданной книжкой и др.
Шесть "П" проекта
Таким образом проект можно представить как "Шесть П"
• Проблема
• Проектирование проекта
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
• Портфолио проекта.