Алевтина Выросова
Приобщение родителей к художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человеком – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Публикация «Приобщение родителей к художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В развитии творчества большую роль отводиться изобразительной деятельности, т. к. изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности. Занятия изобразительной деятельностью развивает умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия побуждающие ребенка к занятиям искусством можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Дошкольное детство – уникальный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Воспитание ребенка – дошкольника ставит своей целью воспитание всесторонне развитой, гармонической, творческой личности.
Халезова Н. Б., Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина, Лыкова И. А. говорят о том, что лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, развивает восприятие, воображение, образное мышление, прививает ручную умелость – то есть развивает все компоненты творческих способностей.
В настоящее время в разнообразных программах воспитание и образование дошкольников, методической литературе предлагается ряд рекомендаций, методов и приемов, которые позволяют развить творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, разный материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось».
Моя работа направлена на полноценное развитие детей, на развитие их творческих способностей. Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок
усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника - очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия человека. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.
На каждом НОД решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими детьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других НОД: расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу от простого к сложному. Завершением цикла НОД по теме может быть коллективная работа, выполненная в свободное время. В группе создается зона изобразительной деятельности, где есть все необходимое для совместной и самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительного творчества проводится в любое свободное и удобное для ребенка время. Может проходить индивидуально, парами или небольшими группами.
Большое значение для развития навыков и умений оказывает дидактическая игра. В играх закрепляются знания детьми цветов и их оттенков, величинных, пространственных соотношений, формы. Развивается мышление, внимание, память, мелкая моторика. Большую роль в развитии творчества детей играет взаимодействие воспитателя с другими специалистами. Для этой цели ведется тетрадь взаимодействия, в которой специалисты дают рекомендации, советы по работе с детьми.
Немаловажную роль в развитии творчества детей отводится семье. Каждая минута общения родителей с ребенком обогащает его, формирует его как личность.
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему. В детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающей личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.
Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью). По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, используя свой опыт и знания. Из опыта работы могу подтвердить, что выполнение работы необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции - как результат практической деятельности, прежде всего в художественном творчестве.
Процесс познания мира будет способствовать приобщению дошкольника к миру общечеловеческих ценностей. Поэтому искусство вокруг нас можно и нужно рассматривать как основу основ воспитания детей. Интеграция всех образовательных областей во время занятий художественным творчеством способствует воспитанию ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Народная культура должна стать составной частью дошкольного образования. Художественная деятельность как раз и направлена на познание и приобретение такого опыта.
Научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, развивать умение и желание творить прекрасное в повседневной деятельности – обязанность не только детского сада, но и родителей. Важным условием для реализации этой задачи являются благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к художественным интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях может быть осуществлён в полной мере.
Воспитатель детского сада должен вести постоянную работу с родителями, заботиться о художественном развитии ребёнка в условиях семьи.
Детям необходимо создавать в семье благоприятные условия для эстетического развития, чтобы каждый ребёнок мог приобщиться к изобразительному искусству. Развивая интерес ребёнка к изобразительному искусству, следует на первых этапах не делать критические замечания. Чаще всего похвала может раскрепостить детские творческие силы и способности
С самых ранних лет надо помогать ребёнку постигать прекрасное. Сначала красивая игрушка, милая песенка, первый лёгкий стишок под красивой картинкой. А потом уже книги посерьёзнее, посложнее, и убранство комнаты, и платьице для куклы, и хорошая музыка, к которой следует прислушаться, и стихи с последующим разговором о них, и зелёное раздолье полей, манящее вдаль во время летней прогулки, и хороший спектакль в детском театре, и разделенное с ребёнком волнение, которое породил интересный фильм…
Основная задача детского сада в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к изобразительному искусству, сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.
Для того, чтобы привлечь родителей к развитию творческих способностей детей, в первую очередь я начала готовить консультации для родителей, которые вывешивала на информационный стенд. Для индивидуальных рекомендаций удобно использовать памятки, буклеты.
Провожу для родителей мастер-классы, открытые занятия – где я могу поделиться своим опытом, показать методические приемы, которые я использую в своей работе.
Для обогащения развивающей среды (уголка изобразительной деятельности) был написан проект «Игрушки не простые – золотые, расписные» с привлечением родителей и детей. Родители приняли активное участие, слепили глиняные игрушки, расписали их. Собралась целая коллекция расписных ложек, сувениров. Дети радовались, глядя на совместные работы с родителями. Родители также активно помогают подбирать пособия и материалы для творчества. Помогая воспитателю, им становится интересно, как же дети будут пользоваться этим материалом. Конечно же, они хотят увидеть результат работы. Детские работы, выполненные не только во время занятия, но и в свободное время, выставляются в специально отведенное место. Родители, которые не могут посетить детский сад, могут эти работы увидеть в сетевом городе. ?в виде фотоотчета.
По календарно тематическому плану в детских садах проводятся конкурсы поделок. Для того, чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, я готовлю консультацию, как можно сделать поделку со схемами, последовательностью. Выставляю в виде папки - раскладушки. После проведенного мероприятия участников награждаю грамотами, дипломами, благодарностями. Эти награды родители вкладывают в портфолио ребенка, которое хранится в группе. У родителей и детей появляется некое соревнование между собой – у кого больше грамот, дипломов. И они с удовольствием участвуют в таких конкурсах.
Оказывается даже пассивных пап можно привлечь такому виду деятельности. При объявлении акции «Цветы для мамы», многие папы с детьми решились своими руками изготовить не просто цветы, а необычные букеты. Ну как же можно оставить маму без подарка, когда другие дети дарят своим мамам цветы, сделанные своими руками.
Вот так и родители раскроют свой талант. При просьбе ребенка, помочь нарисовать что-либо, родитель с таким приобретенным опытом, многому может научить ребенка. Раскрыв роль семьи в художественном воспитании ребенка, можно убедиться, что она очень велика. Именно в семье у ребенка формируется его первичные художественные чувства, вкусы, эстетические взгляды. Для успешного развития художественного творчества является благоприятный климат в семье, уважительное отношение к художественным интересам ребенка. Индивидуальный подход к ребенку в семейных условиях осуществляется в полной мере.
Без родителей в полной мере невозможно решить задачи художественного воспитания. Если родители живут интересами детей, если их объединяют общие увлекательные проекты, то дети лучше развиваются в художественном направлении.
В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Если вспомнить притчу о «закрытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности еще в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть не раскрытые таланты. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Список литературы:
1. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду. - М. : Просвещение, 1986г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : «Карапуз-Дидактика», 2007г.
3. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007г.
4. Учимся лепить и рисовать - СПб. : Кристалл; Валерии СПб. - 1997г.
5. Е. с. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
6. .Доронова Т. «Развитие детей в изобразительной деятельности».//Ребенок в детском саду №1,2005г. С. -14.
7. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» М: 2006.
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М. : 2005.
9. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.