Ковригина Ирина
Приобщение к отечественным традициям и праздникам
▼ Скачать + Заказать документы
Наше поколение живет во время больших перемен, думаю, что многие разделят мое мнение- интересное. Конечно нашим детям легче адаптироваться в стремительно меняющихся технике и технологиях, для подрастающего поколения это как само собой разумеющее, а вот традиции и праздники наших предков кажутся для них не важным и порой смешным. Люди становятся замкнуты в интернет паутинах, появляется опасность духовного истощения личности, теряются нравственные ориентиры, забываются традиции и обычаи русского народа. Следовательно, если мы хотим видеть новое поколение всесторонне развитым, духовно богатым, знающим цену дружбе и справедливости, уважающим себя и окружающих людей, любящих свою страну и родной край, людей с высокой нравственной культурой и широкой душой необходимо вести работу с подрастающим поколением
Публикация «Приобщение к отечественным традициям и праздникам» размещена в разделах
над возрождением знания и уважения русских праздников и традиций.
2
Детство – благотворное время для принятия и осознания нового, следовательно, в дошкольных учреждения знакомство детей с русскими традициями и праздниками должно быть систематизированным, для воспитания культуры подрастающего поколения. И девизом этой работы должны быть слова народной мудрости «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Из этого следует наша цель формирование духовно развитой личности, имеющей свою точку зрения, полезного члена общества. Очень важная задача развитие потребности к творческому труду и здоровому образу жизни в целом, а также осознание причастности к духовному наследию своего народа. Воспитание культуры общения и всесторонне развитой личности.
Для достижения поставленной цели воспитания нравственности, а также обогащения детей нашей группы знаниями о культуре наших предков был составлен план работы и поставлены задачи:
3.1. Продолжать знакомить с основными народными праздниками : Рождество,Святки, Крещение, Масленица, Пасха,а так же с традициями Медовый Спас,Яблочный Спас, Покров день и др. Совмещая знакомство с наблюдениями за природными явлениями, временами года и деятельностью людей.
4.2. В целях познавательного и нравственного развития детей, знакомство с устным –народным творчеством в котором выражены характерные черты русского народа, с произведениями малых фольклорных жанров.
3. Знакомить детей с изделиями русского народного декоративно-прикладного искусства, развитие интереса у детей выполнять подобные изделия.
4. Знакомить детей с рассказами и сказками о подвигах русского народа, исторических событиях, показать глубокий нравственный смысл русской литературы.
5. Знакомить детей с народными играми, развивать двигательную активность, формировать умение взаимодействия в коллективе.
6. В целях духовно-нравственного воспитания был составлен проект.
Цель проекта: Развивать интерес к Российским традициям и праздникам при помощи художественной литературы.
Длительность проекта: 7 неделя.
Введение.
4. Проект по духовно-нравственному воспитанию
«Влияние сказки на приобщение дошкольника к традициям и праздникам русского народа.»
Автор проекта: Ковригина Ирина Николаевна.
Возрастная группа: старшая 5-6 лет.
Вид проекта: Творческий
Сказки учат добро понимать.
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осудить
Ну а слабый-его защитить.
Дети учатся думать, мечтать.
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают
Родину свою познают.
5. Сказка - необходимый спутник детства, она вводит ребенка в загадочную и волшебную страну. Слушая сказки и рассказы дети могу остаться наедине со своими мечтами, полностью погрузиться в сюжет, и как будто сами превратившись в героев сказки переживать события, оценить ситуацию и принять решение. Русско- народные сказки не только являются носителем исторических событий которые передаются из поколения к поколению, рассказывают о праздниках и традициях, но и учат детей доброте, высоким чувствам, переживать за неудачи и радоваться победам героев, одним словом воспитывают человечность. Уроки нравственности, полученные нами когда-то из поучительных рассказов и сказок, придуманных нашими предками, остаются в памяти, и часто герои произведений остаются для нас идеалами правдолюбия и показателем непобедимой и широкой русской души. Следовательно, сказки имеют большое влияние на культурное развитие ребенка.
6. Актуальность:
Необходимо научить детей слушать и понимать русско- народные сказки, видеть их преимущество по сравнению с мультфильмами. Формировать умения сопереживать вместе с героями во время прослушивания. Развивать любовь к русской литературе и соответственно к чтению. Сказки с детства учат детей видеть добро и зло, удачи и поражения напоминающие реальную жизнь, и если ребенок с детства сумеет сформировать для себя правильные идеалы взаимоотношений в обществе, это будет большой вклад в духовно-нравственное воспитание, что поможет формированию культуры человека, настоящего гражданина нашей родины.
По опросам:
1. К сожаленью выявилось, что большая часть детей перед сном вместо прослушивания добрых и поучительных сказок, смотрят мультфильмы которые как известно не всегда благотворно действуют на детскую психику, ребенок становится тревожным и раздражительным.
2. Дети называют героев мультфильмов и очень мало знают о русско-народных сказках, а соответственно героев,их быт и традиции русского народа.
3. Родители в основном в силу большой занятости действительно вместо чтения русской литературы отдают предпочтение средствам информации. Не всегда могут подобрать нужную литературу для своего ребенка.
В целях обмена опыта между родителями необходимо проводить «Недели семейного чтения»
Цель проекта:
Развития любви к художественной литературе, систематизировать ежедневные семейные чтения воспитанников и родителей. благотворного влияния сказки на духовно-нравственное воспитание ребенка.
. Воспитание у детей любви к художественной литературе, повышение культурного уровня развития.
7. Были поставлены задачи:
1. Развивать познавательный интерес у детей к традициям русского народа.
2. Развивать речь и память у детей посредством заучивания народных считалок, потешек, закличек,поговорок.
3. Развивать физические качества через народные подвижные игры.
4. Развивать культуру общения.
5. Формировать у детей положительные качества: доброта, сопереживание, правдолюбие, взаимовыручка.
6. Систематизировать семейное чтение в семьях воспитанников.
Участниками проекта стали: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: 7 месяцев.
Ожидаемый результат:
- Приобщение детей к традициям русского народа.
- Формирование у детей культурно-нравственных качеств.
- Потребность к ежедневному чтению.
- Обогащение словаря детей, коммуникативных навыков.
- Формирование ежедневного семейного чтения.
- Повышение физических качеств детей.
8. При разработке проекта мы ориентировались на следующие принципы:
- принцип научности заключается в исторических данных многих повествований.
- принцип систематичности и последовательности обуславливается составлением плана в соответствии психологическим и возрастным особенностям, непринужденного восприятия художественной литературы.
- принцип поэтапности получаемой информации, сказки и рассказы должны соответствовать возрасту детей, нести познавательный характер,с повышением сложности получаемой информации, подбор литературы с учетом индивидуального подхода.
- принцип прочности обусловлен мотивацией получаемых знаний.
- принцип наглядности, иллюстрации в книгах и картины художников по сюжетам произведений повышает чувствительность и формирует умение делать нравственный выбор.
- принцип межпредметных связей способствует использованию сведений из других разделов программы.
Этапы реализации проекта:
I этап- подготовительный. На первом этапе мы
1. Изучили интернет ресурсы и методическую литературу по теме проекта.
2. Составили тематический план работы на учебный год и проект по выбранной теме.
3. Провели анкетирование родителей.
4. Собрали мини библиотеку «Сказка ложь, да в ней намек"
II этап –формирующий. На втором этапе мы
1. Формировать потребность к знаниям о традициях русского народа.
2. Составление конспектов совместной деятельности.
3. Формировать интерес к подбору атрибутов, старинных вещей и игрушек, литературы для мини музея «Сказка ложь, да в ней намек».
Содержание проводимой работы с детьми:
1. Рассматривали книги и иллюстрации к русско-народными сказками.
2. Беседовали на тему «Чему нас сказка учит?»
3. Читали и обсуждали сказки и рассказы «Как люди жили в старину?»
4. Совместно оформляли панно «Изба»
5. Изготовляли настольные театры по сюжетам сказок.
6. Рисовали быт русского народа по описанию художественных произведений.
7. Ставили театрализованные представления по сюжетам русско-народных сказок и рассказов.
8. В течении проекта проводилось совместное художественное творчество детей и родителей «Герой сказки»
9. Оформляли выставки рисунков по произведениям А. С. Пушкина.
10. Создавали книги по рассказам бабушек и дедушек «Русь моя –хлебосольная!»
№12. Следуя тематическому плану были проведены ряд мероприятий и прочитаны
ряд сказок и рассказов:
Время проведения Вид реализуемой деятельности Форма организации Примечание
01.10.2018 1. Праздник «Покров день». Почему стали отмечать этот праздник?
. Беседа
14.10.2018 Чтение
«Самый русский праздник».
История праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Непосредственно образовательная деятельность
21.10.2018 Просмотр на интерактивной доске (интернет ресурсы). Мосфильм
«Покрова- покровенок»
Выставка рисунков «Покровенок на листе» Непосредственно образовательная деятельность
6.12.2018 Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Игровая деятельность
12.12.2018
№13 Чтение сказки Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король».
Художественное творчество по прочитанному «Пластилиновый Щелкунчик»
21.12. 2018 Чтение «Рождественская сказка» Михаила Салтыкова –Щедрина. Рассматривание иллюстраций.
Совместная деятельность
28.12.2018 Рисование на тему прочитанной сказки Катерины Халаберд «Ангелина встречает Рождество»». Непосредственно образовательная деятельность
10.01.2019.
Просмотр интернет –ресурса. Рождественская сказка «Огонек Богородицы» Олег Игорьин. Рисование «Нарисуй сказку» Совместная деятельность
16.01.2019. Интернет ресурсы «Мир глазами детей»
Святки. Совместная деятельность
18.01.2019. Чтение Святочные сказки Арины Радионовны Яковлевой Записанные А. С. Пушкиным.
Инсценировка прочитанного отрывка из сказки по желанию детей. Совместная деятельность.
22.01.2019.
№14 Чтение «Крещенская сказка» Елена Шутилова. Совместная деятельность
31.01.2019. Чтение Афанасьев «Христов Крестник-Викитеа. Пересказ сказки. Совместная деятельность
05.02.2019. Интерактивная доска (интернет ресурсы) Сказки на масленицу: «Сказка о Маслене» Изготовление аппликации по сюжету сказки. Совместная деятельность
15.02.2019.
21.02.2019. Чтение «Сказки на масленицу» (Русские былины и легенды)
История праздника «Масленица» Чтение Сказки на масленицу «Солнце и блины» Непосредственно образовательная деятельность
Беседа.
06.03.2019
№15 Просмотр на интерактивной доске (интернет ресурсы). 22 марта праздник «Жаворонки.»
Непосредственно образовательная деятельность
12.03.2019 Словесное рисование детьми по прочитанному тексту Р. Н. сказки «Как весна зиму поборола.» характеры героев, обстановки, «интерьер» сказки. Игровая деятельность
18.03.2019 Чтение сказки «Жаворонок с пестринками» автор Ирис Ревю. Художественное творчество «Жаворонок из соленого теста» Совместная деятельность.
22.03.2019. Чтение О. Баяновой Сказка о том, как Велес наградил Жаворонка. Совместная деятельность.
01.04.2019 1. Праздник «История Пасхи». Почему стали отмечать этот праздник? Чтение сказки Мария Шнурина «Сказка про посхального кролика».
. Беседа
06.04.2019 Интернет ресурсы Фильм –спектакль по мотивам сказки И. Рутенина «Мудрый царь» (Пасхальная сказка.) Зарисовки по сюжету. Непосредственно образовательная деятельность
11.04.2019 Чтение из сборника Никифорова-Волгина «Светлая заутреня», «Канун пасхи» Непосредственно образовательная деятельность
18.04.2019 Чтение и инсценировка рассказа «Яичко» Н Вагнер. Игровая деятельность
23.04.2019. Чтение и рассматривание иллюстраций из сказки
М. Е. Салтыкова –Щедрина» Христова ночь» Совместная деятельность.
26.04.2019 Чтение и рисование сюжетов сказок Ольги Максимовой «Сказка про цыпленка» и «Пасхальное яичко» Совместная деятельность
30.04.2019. Итоговое занятие «Викторина по сказкам» Совместная деятельность
№16 Реализуемые мероприятия.
Чтение русских народных сказок и рассказов:
1.«Самый русский праздник».
История праздника «Покров Пресвятой Богородицы»
2. Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»
3.«Рождественская сказка» Михаила Салтыкова –Щедрина.
4Святочные сказки Арины Радионовны Яковлевой Записанные А. С. Пушкиным.
5.«Крещенская сказка» Елена Шутилова. Чтение Афанасьев «Христов Крестник-Викитеа.
6.«Сказки на масленицу» (Русские былины и легенды)
7. Сказки на масленицу «Солнце и блины»
8.«Жаворонок с пестринками» автор Ирис Ревю.
9. О. Баяновой «Сказка о том, как Велес наградил Жаворонка.»
10. Мария Шнурина «Сказка про посхального кролика».
11. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня», «Канун пасхи»
12. Н Вагнер. «Яичко».
13. М. Е. Салтыков –Щедрин Христова ночь»
14. Ольги Максимовой «Сказка про цыпленка» и «Пасхальное яич
Дидактические игры: «Сочини сказку.», «Кто хороший, кто плохой?» (по произведениям художественной литературы, «Из какой сказки фраза?», «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Подбери героев сказки», «Сложи картинку иллюстрации из частей», «Назови сказку по описанию», «Назови ласково», «Бывает- не бывает».
Проводилась работа с родителями:
1. Консультация «Воспитание культуры ребенка посредством ознакомления с традициями русского народа»;
2. Рекомендации по посещения музеев народного творчества и быта.
3. Круглый стол «Сказкотерапия -польза семейного чтения»
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В. Г. Белинский
Крылатые фразы Белинского, и не только, как никогда актуальны в наше время. К большому сожалению в наших средствах информации появилось много противоречий по поводу проведения праздников и их дат, бывают случаи что молодые люди от духовной неграмотности путают наши традиции с иностранными. Поэтому работа с детьми по ознакомлению с русскими народными традициями должна быть грамотно и последовательно спланирована. Ведь народные традиции которые, из поколения в поколения бережно передавались нашими дедами, подчеркивали широту, загадочность и духовность души русского человека. Ведь на Руси высшим показателем безнравственности человека считалось: воровство, ложь, скупость, клевета и зависть. И наша задача дать детям как можно больше информации о культуре русского народа, для того чтобы объектом для подражания стали не персонажи новомодных мультфильмов, а герои народных сказок, в которых всегда побеждало добро над злом, пословицы и поговорки в которые учат мудрости, добру и правдолюбию.