Ольга Аршинова
Доклад по краеведению «Приобщение к национальным традициям в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Мордовия сегодня - полиэтническое многоязычное и поликонфессиональное государственное образование. Составной частью каждого этноса является традиционная культура.
В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека. В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион.
Публикация «Доклад по краеведению „Приобщение к национальным традициям в детском саду“» размещена в разделах
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации», – утверждает один из исследователей проблемы Г. Н. Волков. Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же такового приводит к нетерпимости и враждебности. Лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других народов.
Социально-нравственное развитие личности ребенка выделяется как первостепенный приоритет в образовании, важнейший индикатор его качества.
Дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него этнической компетентности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и, в значительной мере определяют последующий путь жизни.
В практике дошкольного образования накоплен определённый опыт организации воспитательной работы с использованием народных традиций, материалов и богатств народной педагогики.
Анализ культурно-социологической, психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что быть этнокультурно компетентным — это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка-дошкольника изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Данный процесс у старших дошкольников по своей сути является частью его социально-нравственного развития. Он непрерывен в течение всей жизни человека, очень динамичен, важен и качественно своеобразен в
дошкольном возрасте. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Таким образом, этнокультурная компетентность предполагает готовность ребенка к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ори-ентированных на участие в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное поведение при выполнении игровых, учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность.
В современных психолого-педагогических исследованиях достаточно часто поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям, национальным традициям. Возрождение народной культуры, ее" ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Отметим, что национальная традиция возникает как естественно-исторический механизм воспроизводства и регуляции системы социальной жизнедеятельности людей в их генезисе, а ее функционирование обеспечивает стабилизацию сложившихся форм общественной жизни, и соответственно может быть рассмотрена как один из элементов преемственной связи между различными стадиями развития культуры, а в индивидуальном плане - одно из средств социализации.
Приобщение детей к искусству, ремеслу и традициям народа имеет большое значение для формирования этнокультурной компетентности, а также эстетического, нравственного, трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Важным средством приобщения детей к национальным традициям, является детская художественная литература. Влияние художественной литературы на приобщение дошкольников к национальным традициям разных народов значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. На это следует обращать внимание при изучении средств межнационального общения.
Педагогу необходим продуманный отбор и умелое преподавание выбранного материала (выразительное чтение, музыкальное исполнение, а также организация такой деятельности детей (игры-драматизации, рисование, музыкальное и поэтическое творчество, в которой они активно воспроизводят увиденное и услышанное. В результате проведенной таким образом работы у детей развивается эмоциональная отзывчивость, способность проникаться сочувствием к судьбе героев. Такое построение работы созвучно закономерностям и специфики социального развития детей старшего дошкольного возраста, а, следовательно, наиболее эффективно.
В обогащении социально-нравственного опыта старших дошкольников в процессе приобщения к национальным традициям одним из наиболее эффективных средств является декоративно-прикладное искусство. Особенно ценным представляется богатейшее наследие мордовских мастеров, запечатлевших в своих произведениях многовековые традиции мордовского народа.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Разнообразные игровые ситуации помогают дошкольникам лучше понять народное искусство. Также особое значение имеет и владение словом. Постижение культуры своего народа через язык. В этом огромную помощь оказывает народный фольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи,
загадки на мордовском языке. Ведь именно в них сохранились особенные
черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Другим средством воспитания этнокультурной компетентности у старших дошкольников в процессе приобщения к народным традициям является народная игра. Сюжетно-ролевые игры позволяют закреплять нравственные представления, чувства, качества, которые формируются на занятиях и в повседневной жизни.
Иными словами, ознакомление с народной сказкой, прикладным искусством будет эффективнее, если оно будет организовано в игровой форме, при этом сами игры могут быть отобраны из сокровищницы народной педагогики. Необходимо отобрать подлинные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступны восприятию детей, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.
Один из ведущих методов - наглядный. Наблюдение и обследование игрушек, рассматривание узоров, орнаментов - основа успешной работы по ознакомлению с народным творчеством. Методы приобщения детей к народным традициям включают в себя игровые, эвристические, диалогово-игровые, проблемно-поисковые.
Итак, во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, сохранить, преумножить и передать их будущим поколения.
Проблема формирования этнокультурной компетентности, приобщения к национальным традициям актуальна и рассматривается как уникальная комплексная система, заключающая в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социокультурного опыта.
Литература
1. Поштарёва ТВ. Формирование этнокультурной компетентности. // Педагогика,'2005 - №3.-С. 36-43
2. Беляева Н. Ф, «Этническая культура мордвы и традиции воспитания детей»// Учебное пособие МГПИ им. Евсевьева, Саранск, 2009 – 89с
3. Гришняева И. В. «Приобщение к национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»// Сборник «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», Саранск, 2008