Надежда Поливода
Приобщение дошкольников к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному,многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания,обучения основам культуры.
Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» размещена в разделах
В нашем детском саду педагогами давно была поставлена задача познакомить детей с устным народным творчеством,некоторыми видами народно-прикладного искусства,понимая,что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа,с объективны-ми законами красоты.
Формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации приобщения : непосредственно образовательная деятельность,игры,беседы,чтение художественной литературы,рисова-ние,изготовление поделок.
Адресованные детям потешки,прибаутки,заклички звучат,как ласковый говорок,выра-жая заботу,нежность,веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,высмеиваются недостатки,восхваляются положительные качества людей. Загадки,заклички,поговорки и пословицы используются в конспектах непосредственной образовательной деятельности по развитию речи,по познавательному развитию,на прогулках. Каждая тематическая неделя заканчивается итоговым мероприятием. Прошлая неделя закончилась мероприятем «Праздник зимы»,где в игровой форме закреплялись знания о признаках и приметах зимы. Здесь я использовала загадки,заклички,пословицы и поговорки.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду людей,восхищение мастерством человеческих рук. Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: сказка должна сказываться,загадка - загадываться,игра - играться,песня только тогда песня,когда ее поют. В январе мы продемонстрировали плоды нашего труда – сказку «Снегурочка»,где были и народные танцы и сюжеты из народных сказок,с которыми мы знакомились на протяжении долгого времени в режимных моментах и сумели не только их осмыслить,но и обыграть. Также с детьми проводилась беседа «Что такое сказка?»,целью которой было обобщение знаний о характерных особенностях сказки,воспитание любви к народным сказкам. Кроме того,на занятиях по развитию речи дети познакомились с народными сказками «У страха глаза велики», «Заяц-хваста».Я старалась не только познакомить детей со сказкой,но и довести до детей понятие «народная сказка».
Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников мы обращаемся к замечательным образцам русского прикладного искусства: матрешке,дымковской игруш-ке,различным видам росписи (хохлома,гжель,уральская роспись). Это доказывают наши работы:хохломская роспись на камне. Дети были в восторге от того,как им удалось преобразить обыкновенные камни. На данном этапе мы закрепляем знания и умения в росписи «Гжель».Изучив ее характерные особенности,дети пробовали сделать свои узоры. Впереди большой светлый праздник «Пасха».Мы вместе с детьми решили,что будем расписывать пасхальные яйца в этом стиле.
В нашем саду мы можем не только рассказать детям о народных игрушках,но и близко познакомиться с ними в нашем музее. Мы часто заходим сюда,ведь здесь можно увидеть и народные игрушки,и избу с русской печкой,старинной посудой и другой утварью.
Я думаю,что обращаясь к одной теме несколько раз,при этом используя разные приемы,мы помогаем лучше закрепить знания детей,развиваем детскую фантазию,прививаем интерес детей к данным видам деятельности,желание пробовать себя,создавать что-то новое.