Летучева
Приобщение дошкольников к мордовской культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Гармоничное и всестороннее раз0витие ребенка основа формирования будущей личности. В воспитании такой личности очень важно, роль дошкольной организации.
Именно в дошкольном возрасте важно начинать приобщение ребенка к истории и национальному культурному наследию.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : мордовские народные танцы, в которых дети черпают мордовские нравы, обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Публикация «Приобщение дошкольников к мордовской культуре» размещена в разделах
Мордовский народный фольклор необычайно богат и разнообразен. Он содержит знания о мире и отношении к нему. Представлен сказками, стихами, былинами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки).
История мордвы всегда была богата личностями и явлениями, которые могут стать для детей причиной гордости за свой народ и свою малую Родину. Поэтому педагогически необходимо вести работу по приобщению детей дошкольного возраста к истории своего края, к его культурному наследию.
Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становиться актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной России.
Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений воспитания является формирование у ребенка интереса к национальной культуре, знакомство детей с мордовским этносом и приобщение их к мордовскому (эрзянскому0 языку.
Язык-это орудие мышления, инструмент познания и живая связь поколений. Каждый из нас должен быть благодарен своему народу за родной язык. В последнее время в дошкольных образовательных организациях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.
Одной из наиболее распространенных форм обучения детей мордовскому языку является дополнительное образование- кружок. В обязательном порядке составляется Программа и план мероприятий по реализации Программы.
Данная Программа направлена на пробуждение у ребенка интереса и стремления к общению на одном из мордовских языков.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с опорой на и Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (авт. О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др.).
Следует отметить, что цели и задачи данной программы формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как ситуация общения, максимально приближенная к естественному общению. Приобщение детей к эрзянскому языку организуется в различных формах: в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, о действиях в различных играх.
Приобщение детей к эрзянскому языку организуется в различных формах: в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, о действиях в различных играх.
Для осуществления цели приобщения детей к эрзянскому языку необходимо добиваться, чтобы дети внимательно слушали воспитателя, понимали его речь в различных ситуациях, правильно выполняли задания. Речь самого педагога должна быть ясной и четкой, служить образцом для подражания.
Успех обучения и отношение детей к предлагаемому материалу во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально педагог доносит этот материал до детей. Конечно, в процессе обучения мордовскому языку детей дошкольного возраста большое значение имеет игра.
рассказов, связанные с речевым поведением человека.
Игра- не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. С помощью игры легче осуществляется включение в учебную деятельность. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания,эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила, и по законам игр ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам. Дети с увлечением играют в маленькие ролевые игры. При распределении ролей детям представляется свобода выбора. Если несколько малышей претендуют на одну роль, то считалочка помогает разрешить спор. Ролевые игры помогают адаптироваться к коллективу, к жизни взрослых.
Чем более уместно педагог использует игровые приёмы, наглядность, тем прочнее ребёнок усваивает материал. Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребёнка усваивать в себе, а также повышая его самооценку, педагог создает условия для его успехов и достижений в изучении языка. Даже исправление ошибок должно протекать как определённый этап игры.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности.
В современной практике обучения дошкольников эрзянскому языку преобладают занятия, главной задачей которых является разучивание с детьми небольшого набора стандартных фраз (ребенок должен уметь рассказать, как его зовут, где они живет, что он любит, и т. д.) Очевидно, что общение на втором языке не сводится к заранее исчислимому количеству речевых высказываний либо к заучиванию исследования показывают, что любой из нас сам строит свои знания через обобщение тех ситуаций, в которых они были предъявлены. Поэтому для овладения вторым языком, мало представленным в окружении ребенка, следует создавать множество повторяющихся новых ситуаций, в которых ребенок будет опираться на уже освоенные навыки составления и понимания фраз.
Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Цели взрослого для него слишком абстрактны: он не может выучить второй язык только потому,что это пригодится ему в будущем, что этого хочет его мама, что он сможет общаться с другими людьми на этом языке. Мотивация дошкольника действует по принципу «здесь и теперь», то есть не задается подобными отдаленными целями. Поэтому весь процесс достижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и другими детьми. Важно наиболее рационально, с учетом психофизических возможностей детей дошкольного возраста построить процесс общения (память, работоспособность, утомляемость, потребность в чередовании разных видов деятельности).
Общение должно происходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивом совместной деятельности на втором языке может быть радость, удовольствие от общения, от взаимодействия, сотворчества со взрослым и сверстниками. Он используется в игровых ситуациях, когда второй язык выполняет свою функцию- быть средством общения.
Второй язык выступает как своеобразное «правило игры», «шифр» по достижению результатов общения и совместной деятельности.
Хорошие результаты обучения появляются тогда, когда согласуются усилия педагогов детского сада и родителей.
В работе с дошкольниками необходима широкая опора на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которая мобилизует разные виды памяти, включая двигательную. При введении новых слов необходимо использовать как можно больше наглядности, все должно обыгрываться, демонстрироваться.
В работе по обучению дошкольников языку эффективны следующие виды наглядности: предметы быта, фотографии, картины, рисунки, видео, аудиозаписи.
Для того, чтоб успешно преодолеть трудности, необходимо тщательно продумывать средства наглядности и использовать эти средства на занятиях, благодаря чему удается организовать внимание детей. Для организации внимания детей используется также частая смена действий. Учитывая особенности памяти малышей необходимо разучивать стихи, песни, считалки, рифмовки, загадки, делая это в непринужденной обстановке, позволяющей детям ходить, прыгать, играть и т. д.
В основу работы по обучению дошкольников второму языку положен культурологический принцип. Овладение культурой рассматривает как ель обучения, як- средство постижения культуры, что требует представление языка и культуры в неразрывном единстве. Это будет способствовать восприятию детьми языка не просто как лексики и грамматики, а величайшей ценности, важнейшей составляющей культуры народа. Без знакомства с культурой невозможно выработать то словарный запас, которы1й соответствует реальному употреблению речи. Приобщение ребенка к мордовской культуре в процессе обучения эрзянскому языку необходимо уделять особое внимание. Это не столько заучивание и исполнение определенного запаса песен, стихов, надевание национальных костюмов, фольклорные игрушки и игры, сколько способы рассуждения, построения рассказов, связанные с речевым поведением человека.
Для того, чтоб успешно преодолеть трудности, необходимо тщательно продумывать средства наглядности и использовать эти средства на занятиях, благодаря чему удается организовать внимание детей. Для организации внимания детей используется также частая смена действий. Учитывая особенности памяти малышей необходимо разучивать стихи, песни, считалки, рифмовки, загадки, делая это в непринужденной обстановке, позволяющей детям ходить, прыгать, играть и т. д.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любой ребенок может и должен овладеть вторым языком и свободно пользоваться им в общении. Этот успех ребенка во многом зависит от организации его деятельности педагогом и от методического подхода к обучению