Любовь Дурнева
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать +Заказ
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования
Подготовила материал:
старший воспитатель
МКДОУ детский сад «Малышок» р. п. Чик
Любовь Васильевна Дурнева
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
В статье представлен опыт работы МКДОУ детского сада «Малышок» по приобщению дошкольников к русской народной культуре средствами специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды.
Материал может быть полезен педагогам ДОО.
Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора, знакомства с народным творчеством, закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Это часть самой жизни народа, ведь народная музыка, песни, фольклор и т. д. создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде.
Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Достижения детей дошкольного возраста должны определяться не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах ДО отмечается, что, часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
У детей дошкольного возраста ещё формируются представления о культурном и историческом прошлом русского народа. В нашем детском саду систематизировали проведение специально организованных занятий, пополнили предметно-развивающую среду и методическое обеспечение, что в конечном итоге способствует целостному восприятию, а значит и духовно- нравственному воспитанию дошкольника. В этом и состояла проблема в деятельности детского сада.
С целью комплексного подхода педагогами ДОУ были разработаны дополнительные программы, календарно-тематический план дополнительного образования детей дошкольного возраста по приобщению их к народной культуре, утвержденный на педагогическом совете ДОО. В содержание занятий включены как все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, песенное и танцевальное творчество, так и знакомство с народным бытом, поэтическим и художественным творчеством. Планирование составлено для детей средней, старшей и подготовительной групп. Деятельность осуществляется 1 раза в неделю в определённый день недели во второй половине дня.
Методические:
- создание библиотеки нотной и художественной литературы, фондов CD-дисков лучших образцов детской народной вокальной и инструментальной музыки и видеотеки с тематическими подборками;
-создание картотеки музыкальных народных игр;
-создание электронных образовательных ресурсов;
-овладение методами формирования народной музыкальной культуры и применения их в практической деятельности;
-разработка конспектов дополнительной образовательной деятельности в рамках комплексно-тематического планирования;
- разработка сценариев праздников и развлечений;
- составление консультаций для родителей.
Материально-технические:
-наличие специального помещения;
-наличие основного музыкального инструмента;
- создание предметно - развивающей среды;
-наличие мультимедийного оборудования.
Информационные:
- анкетирование родителей;
- проведение открытых занятия для родителей;
- организация групповых занятий с родителями;
- оформление фотоотчётов;
- Организационные:
-привлечение родителей к участию в народных праздниках, пополнению экспонатов музея народного быта, изготовлению пособий, атрибутов, костюмов;
- организация взаимодействие педагогов детского сада.
Был создан музей «русская изба». В нем собраны как подлинные экспонаты старинного русского быта, так и их игрушечные аналоги, к которым ребенок может подойти, рассмотреть и понять, как они действуют.
Дополнительная образовательная программа
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
«Русская изба»
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба» -это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно – эстетическое воспитание детей.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать программу «Русская изба», которая представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Цель программы: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
Образовательные :
• Познакомить детей с устройством русской избы;
• Знакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Знакомить детей с праздниками народного календаря, традициями, обрядами, и обычаями.
• Расширять словарный запас: изба, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
Воспитательные:
• Формировать патриотические чувства
• Воспитывать культуру поведения, чувство ответственности и уважения друг к другу, окружающему миру, своему дому, народу, к большой и малой Родине.
Развивающие:
• Развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать.
• Развивать образное мышление и фантазию,воображение и творческие способности.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы.
Изготовили костюмы и атрибуты для инсценировок народных песен, маски-шапочки для музыкальных и подвижных игр, народные музыкальные инструменты, куклы для фольклорного театра, предметы старины. В избе имеется муляж русской печи, чугунки, прялка, деревянная посуда, стол со скамейками, полки и многое другое.
В мини-музее происходит вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу, развитие не через пассивное «видение», а через активное «делание», становление нравственной личности ребенка.
Дополнительная образовательная программа
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
«Путешествие в мир творчества»
Цель программы: приобщение дошкольников к истокам русского народного фольклора, духовной культуре русского народа.
Задачи программы:
Образовательные :
1. Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством;
2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа;
3. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
Развивающие:
1. Развивать кругозор и интерес к народной культуре;
2. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
3. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
5. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Воспитательные:
1. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
2. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа;
3. Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории России, чувства патриотизма и гордости за русский народ.
Для реализации программ предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре русского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Программы составлены с учетом интеграции образовательных областей :
Образовательная область «Познавательное развитие»
• продолжать знакомить с народной культурой прошлого (бытом русских людей);
• активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок, разрешение проблемной ситуации, через анализ пословиц и подбор подходящих пословиц к сказкам.
Образовательная область «Речевое развитие»
• работа по развитию речи;
• обогащение и активизация словарного запаса
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• приобщать к словесному искусству русского народа через чтение художественной литературы;
• приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество, знакомство с русскими народными инструментами.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе образовательной деятельности;
• воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма доброе отношение к окружающим; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого;
• формировать безопасное поведение во время занятий
Образовательная область «Физическое развитие»
• обогащать двигательный опыт детей;
• развивать мелкую моторику рук;
• использовать здоровье сберегающие технологии;
• использование русских народных игр и хороводов.
Содержание образования по образовательным областям
Содержание психолого-педагогической работы
Социально-коммуникативное развитие Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.
Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.
Познавательное развитие Расширение представлений о жанрах устного народного творчества.
Воспитание нравственно-патриотических чувств.
Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Понимание исторической преемственности с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа). Знакомство детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания.
Речевое развитие Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи; способствование развитию любознательности.
Пополнение и активизирование словаря детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.
Развитие умения рассказывать русские народные сказки.
Художественно-эстетическое развитие Ознакомление детей с народной декоративной росписью.
Понимание познавательного значения фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение, связей народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Воспитание интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.
Физическое развитие Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.
Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества, интереса и любви к русским народным играм.
Для контроля эффективности работы разработаны критерии определения результативности на основе примерной Основной развивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:
- воспитанники знают традиции и обычаи русского народа, ориентируются в народных праздниках, промыслах, предметах народного быта, могут о них рассказать;
-знают и исполняют русские народные песни, организуют народные игры;
-применяют в быту малые формы устного и музыкального народного творчества;
-составляют пляски из знакомых танцевальных элементов, выполняют перестроения в хороводах;
-чисто интонируют попевки;
-владеют навыками передачи эмоционально-образного содержания произведений в музыкальной и театрализованной деятельности;
-различают звучание народных инструментов в оркестре, называют их;
-владеют приёмами игры на двух ложках, играют в ансамбле.
Контрольные срезы проводим в начале и конце учебного года. Формы контроля – беседы, наблюдения, театрализованные представления и концерты, фольклорные праздники. Таким образом, только специально разработанная система организации воспитательно-образовательного процесса и эффективная предметно-развивающая среда активно приобщают дошкольников к истокам народной культуры, что способствует их духовно-нравственному воспитанию.