МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования

Любовь Дурнева
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать +Заказ

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования

Подготовила материал:

старший воспитатель

МКДОУ детский сад «Малышок» р. п. Чик

Любовь Васильевна Дурнева

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

В статье представлен опыт работы МКДОУ детского сада «Малышок» по приобщению дошкольников к русской народной культуре средствами специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды.

Материал может быть полезен педагогам ДОО.

Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора, знакомства с народным творчеством, закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Это часть самой жизни народа, ведь народная музыка, песни, фольклор и т. д. создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде.

Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Достижения детей дошкольного возраста должны определяться не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах ДО отмечается, что, часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

У детей дошкольного возраста ещё формируются представления о культурном и историческом прошлом русского народа. В нашем детском саду систематизировали проведение специально организованных занятий, пополнили предметно-развивающую среду и методическое обеспечение, что в конечном итоге способствует целостному восприятию, а значит и духовно- нравственному воспитанию дошкольника. В этом и состояла проблема в деятельности детского сада.

С целью комплексного подхода педагогами ДОУ были разработаны дополнительные программы, календарно-тематический план дополнительного образования детей дошкольного возраста по приобщению их к народной культуре, утвержденный на педагогическом совете ДОО. В содержание занятий включены как все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, песенное и танцевальное творчество, так и знакомство с народным бытом, поэтическим и художественным творчеством. Планирование составлено для детей средней, старшей и подготовительной групп. Деятельность осуществляется 1 раза в неделю в определённый день недели во второй половине дня.

Методические:

- создание библиотеки нотной и художественной литературы, фондов CD-дисков лучших образцов детской народной вокальной и инструментальной музыки и видеотеки с тематическими подборками;

-создание картотеки музыкальных народных игр;

-создание электронных образовательных ресурсов;

-овладение методами формирования народной музыкальной культуры и применения их в практической деятельности;

-разработка конспектов дополнительной образовательной деятельности в рамках комплексно-тематического планирования;

- разработка сценариев праздников и развлечений;

- составление консультаций для родителей.

Материально-технические:

-наличие специального помещения;

-наличие основного музыкального инструмента;

- создание предметно - развивающей среды;

-наличие мультимедийного оборудования.

Информационные:

- анкетирование родителей;

- проведение открытых занятия для родителей;

- организация групповых занятий с родителями;

- оформление фотоотчётов;

- Организационные:

-привлечение родителей к участию в народных праздниках, пополнению экспонатов музея народного быта, изготовлению пособий, атрибутов, костюмов;

- организация взаимодействие педагогов детского сада.

Был создан музей «русская изба». В нем собраны как подлинные экспонаты старинного русского быта, так и их игрушечные аналоги, к которым ребенок может подойти, рассмотреть и понять, как они действуют.

Дополнительная образовательная программа

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Русская изба»

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба» -это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно – эстетическое воспитание детей.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать программу «Русская изба», которая представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

Цель программы: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

Образовательные :

• Познакомить детей с устройством русской избы;

• Знакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

• Знакомить детей с праздниками народного календаря, традициями, обрядами, и обычаями.

Расширять словарный запас: изба, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.

Воспитательные:

• Формировать патриотические чувства

• Воспитывать культуру поведения, чувство ответственности и уважения друг к другу, окружающему миру, своему дому, народу, к большой и малой Родине.

Развивающие:

• Развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать.

• Развивать образное мышление и фантазию,воображение и творческие способности.

• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы.

Изготовили костюмы и атрибуты для инсценировок народных песен, маски-шапочки для музыкальных и подвижных игр, народные музыкальные инструменты, куклы для фольклорного театра, предметы старины. В избе имеется муляж русской печи, чугунки, прялка, деревянная посуда, стол со скамейками, полки и многое другое.

В мини-музее происходит вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу, развитие не через пассивное «видение», а через активное «делание», становление нравственной личности ребенка.

Дополнительная образовательная программа

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Путешествие в мир творчества»

Цель программы: приобщение дошкольников к истокам русского народного фольклора, духовной культуре русского народа.

Задачи программы:

Образовательные :

1. Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством;

2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа;

3. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.

Развивающие:

1. Развивать кругозор и интерес к народной культуре;

2. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

3. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

5. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Воспитательные:

1. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

2. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа;

3. Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории России, чувства патриотизма и гордости за русский народ.

Для реализации программ предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре русского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Программы составлены с учетом интеграции образовательных областей :

Образовательная область «Познавательное развитие»

• продолжать знакомить с народной культурой прошлого (бытом русских людей);

• активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок, разрешение проблемной ситуации, через анализ пословиц и подбор подходящих пословиц к сказкам.

Образовательная область «Речевое развитие»

• работа по развитию речи;

• обогащение и активизация словарного запаса

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

приобщать к словесному искусству русского народа через чтение художественной литературы;

приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество, знакомство с русскими народными инструментами.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

• формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе образовательной деятельности;

• воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма доброе отношение к окружающим; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого;

• формировать безопасное поведение во время занятий

Образовательная область «Физическое развитие»

• обогащать двигательный опыт детей;

• развивать мелкую моторику рук;

• использовать здоровье сберегающие технологии;

• использование русских народных игр и хороводов.

Содержание образования по образовательным областям

Содержание психолого-педагогической работы

Социально-коммуникативное развитие Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.

Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Познавательное развитие Расширение представлений о жанрах устного народного творчества.

Воспитание нравственно-патриотических чувств.

Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Понимание исторической преемственности с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа). Знакомство детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания.

Речевое развитие Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи; способствование развитию любознательности.

Пополнение и активизирование словаря детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.

Развитие умения рассказывать русские народные сказки.

Художественно-эстетическое развитие Ознакомление детей с народной декоративной росписью.

Понимание познавательного значения фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение, связей народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Воспитание интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.

Физическое развитие Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.

Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества, интереса и любви к русским народным играм.

Для контроля эффективности работы разработаны критерии определения результативности на основе примерной Основной развивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:

- воспитанники знают традиции и обычаи русского народа, ориентируются в народных праздниках, промыслах, предметах народного быта, могут о них рассказать;

-знают и исполняют русские народные песни, организуют народные игры;

-применяют в быту малые формы устного и музыкального народного творчества;

-составляют пляски из знакомых танцевальных элементов, выполняют перестроения в хороводах;

-чисто интонируют попевки;

-владеют навыками передачи эмоционально-образного содержания произведений в музыкальной и театрализованной деятельности;

-различают звучание народных инструментов в оркестре, называют их;

-владеют приёмами игры на двух ложках, играют в ансамбле.

Контрольные срезы проводим в начале и конце учебного года. Формы контроля – беседы, наблюдения, театрализованные представления и концерты, фольклорные праздники. Таким образом, только специально разработанная система организации воспитательно-образовательного процесса и эффективная предметно-развивающая среда активно приобщают дошкольников к истокам народной культуры, что способствует их духовно-нравственному воспитанию.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 22 февраля 2022 в 05:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Дурнева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД