Людмила Гурьева
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуре, на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его традициями, особенностями культуры, путем организации мини-музеев на базе группы.
Для достижения поставленной цели перед нами стоял следующий ряд задач:
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики» размещена в разделах
• Воспитание у старших дошкольников основ музейной культуры.
• Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
• Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, обогащение воспитательно-образовательного пространства интерактивными формами.
• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
• Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Свою работу по решению данных задач мы выстраивали в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих общих принципов воспитания:
1. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предлагается, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащим общечеловеческим ценностям.
2. Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром предполагает преодоление имеющихся в школах замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
3. Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям); бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
4. Принцип опоры на эмоционально – нравственную сферу ребёнка требует создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Тематический план работы в мини-музее
«Куклы из бабушкиного сундука»
Месяц Содержание Задачи
Ноябрь ООД «Что такое музей?»
Познакомить детей с этнографическим музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей : музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.
«В сказке ложь, да в ней намёк…» - театрализованный досуг Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.
Декабрь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит» Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Январь «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей по изготовлению обереговой куклы «Рождественский ангел» Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Февраль «Глаза страшатся, а руки делают» - мастер-класс для детей и родителей по изготовлению обрядовой куклы «Домашняя Масленица». Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Способствовать совместному творчеству детей и родителей.
Март Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы» Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Апрель Театрализованный досуг «Берегиня» по ознакомлению детей с обереговыми куклами на Руси. Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Май 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средних и старших групп. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Тематический план образовательной деятельности в мини-музее «Хлеб всему голова»
Месяц Содержание Задачи
Март ООД «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?» Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Апрель ООД «Как хлеб на Руси выращивали» Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, объяснить, что хлеб- итог большого труда многих людей, воспитывать к хлебу бережное отношение.
Май ООД Военный хлеб Расширение представлений у детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формирование основ патриотизма. Знать цену хлеба.
Тематический план образовательной деятельности в мини-музее «Старинных вещей»
Месяц Тема Цель Программное содержание
Сентябрь Виртуальная экскурсия «Добрая изба» Знакомство детей с жилищем русского народа.
Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
Октябрь «В гостях у хозяюшки» Знакомство с устройством избы
Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей : изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие.
«Мир старинных вещей» Знакомство детей с музейными экспонатами.
Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь и др. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.
Ноябрь «Вечера долгие – руки умелые» (женское ремесло) Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие
«Рабочие руки не знают скуки» (мужское ремесло) Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина.
Декабрь Виртуальная экскурсия «Хозяйкины помощники» Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей : ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа.
Январь «Светит да не греет» Познакомить детей с различными источниками света : лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
«Как ходила коляда» Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.
Активизировать личностные качества детей.
Февраль «Как Марьюшка детей растила» Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой.
«Масленица-кривошейка» Беседа о Масленице. Начало земледельческого цикла. Масленичные песни. Забавы.
Март Виртуальная экскурсия «Куклы в народном сарафане»
Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Знакомство с историей создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов.
Апрель «К нам гости пришли» Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей : порог, поклон, самовар, угольки.
«Праздник праздников. Торжество торжеств» Рассказ о Пасхе. Волочебные песни. Детские забавы.
Работа в мини-музеях осуществляется по нескольким направлениям:
• Поисково-собирательское. Это направление позволяет детям проявить себя в исследовательской работе. В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую детей.
• Экспозиционное (оформительское).
• Экскурсионное, данное направление работы основывается на коллективном осмотре детьми экспозиции, под руководством педагога по заранее намеченным темам и маршрутам. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В процессе организации детских музейных экскурсий используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Наиболее эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения мы используем метод проектов. Это комплексный метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс. Так нами совместно с детьми были разработаны следующие проекты «Народные куклы», «Как хлеб на стол попадает?», «Наш любимый самовар».
Для повышения интереса у детей к музейным занятиям мы используем так же и нетрадиционные формы: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование; занятия с использованием фантазии: сказка, сюрприз.
Дети посещают музей после предварительной подготовки и в процессе занятий. Экспонаты для экскурсионного показа отбираются с учетом возрастных интересов ребёнка. Итогом посещения музея является самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
Для организации работы с воспитанниками мы используем следующие формы:
• ежедневные (коллекционирование, создание мини-музеев);
• еженедельные (игры музейного содержания, игры-развлечения: «В царстве дымковской игрушки», «Мода из бабушкиного сундука»; игры путешествия: «Откуда родом бабушкин сундук»; интеллектуально-творческие игры: «Волшебный кружок», игры-эстетические упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор»; выполнение домашних заданий: нарисовать, вылепить, придумать своё название, загадки).
• периодические (проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин).
Так же с целью модернизации традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому воспитанию и повышению интереса воспитанников к истории и культуре родной страны посредством применения информационно-коммуникационных технологий был создан виртуальный музей «Терем-теремок».
В ходе работы над созданием музея материалы на сайте были систематизированы и представлены в следующих разделах: музей русской старины «Бабушкин сундук», русской народной куклы, «Хлеб – всему голова», «Чудо-роспись» и заключает экспозицию перечень полезных интернет ресурсов.
Работая с виртуальным музеем, я использую, виртуальную экскурсию, как основной вид образовательной деятельности с дошкольниками.
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.
Подготовку и проведение виртуальных экскурсий осуществляем в соответствии со следующим алгоритмом действий:
1. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Занимаемся поиском Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
2. Погружение ребенка в сюжет экскурсии, создание мотивации через организацию проблемной игровой познавательной ситуации;
3. Проведение виртуальной экскурсии.
4. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
5. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.