Оксана Крекотень
Приобщение детей к трудовой деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с раннего детства. Задача воспитателя и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - самая подходящая пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный, окружающий его мир.
Цель трудового воспитания : формирование положительного отношения к труду, уважение к труду взрослых и своих сверсников.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных простейших поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу своих психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
Задачей воспитателя является
Формирование первоначальный навыков трудовой деятельности.
Воспитать уважительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых,бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать помощь).
Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы, взрослые, в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, а решаем – используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов.
Хозяйственно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительно большое место в жизни детей дошкольного возраста. Как и в младшей группе основной формой организации этого вида труда являются поручения. Которые дают возможность привлекать детей всей группы к различной трудовой деятельности.
В труде формируются первые чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения.
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают первоначальный опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д., участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.