ирина мычкина
Приобщение детей к народному искусству: «Без частушек прожить можно, да чего — то не живут»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к народному искусству.
«Знакомство с частушкой» (подготовительная группа).
Конспект предоставила воспитатель подготовительной группы
город Свободного МДОАУ д/с № 5
Мычкина Ирина Николаевна.
Тема: Без частушек прожить можно, да чего – то не живут».
Публикация «Приобщение детей к народному искусству: „Без частушек прожить можно, да чего — то не живут“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Частушки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально - художественная.
Цель: познакомить с характерными признаками частушек. Знакомить с плясовыми частушками и частушками, исполняемыми в разных регионах России. Воспитывать желание петь частушки и интерес к ним.
Активизация словаря: страдания, лирическая частушка, посиделки, припевка.
Организованная деятельность:
Ход:
Дети сидят на завалинке перед домом (декорации). Входит воспитатель в русском народном костюме (сарафане). Поет частушку.
Я пойду, да разойдуся
По зеленой по траве.
Заиграли гармонисты
Все волнуется во мне.
Воспитатель: Ребята, что я сейчас спела, песню или частушку?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно с песней частушки не спутаешь. Частушки – это коротенькие плясовые песенки. В разных частях России народ называет их по разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось название этим плясовым песенкам – частушки.
Ребята давайте послушаем частушки, которые приготовили дети дома.
1 ребенок:
Эй, девчонки хохотушки
Запевайте – ка частушки,
Запевайте поскорей
Чтоб порадовать гостей.
2 ребенок:
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире
Не одна иду плясать
Нас идет четыре.
3 ребенок:
Не хотела выходить.
Стояла и стеснялась,
А гармошка заиграла,
Я не удержалась.
4 ребенок:
Если б не было воды
Не было б и кружки,
Если б не бело девчат
Кто бы пел частушки.
Воспитатель: Ребята! Действительно, где и кто поет частушки?
Дети: Частушки исполняются на посиделках, на гуляньях. Пела их в основном молодежь.
Воспитатель: Поэтому неудивительно, что главными героями частушек являются парень и девушка. Большинство частушек посвящено теме любви.
Выходит девочка в сарафане расшитом петухами. Поет.
У меня на сарафане
Петухи да петухи.
Когда вырасту большая –
Берегитесь, женихи.
Воспитатель: А еще в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни - над девушками, жители одной деревни – над жителями другой.
Как детсадовские ребята
Стали моде подражать
Надели белые рубашки,
Шеи грязные видать.
Ой, подруженьки, беда!
Ребят поела мошкара.
Только те осталися,
Что дустом посыпалися.
Воспитатель: Ребята, а о чем еще поется в частушках? Кто может спеть эти частушки?
Ответы детей.
Дети: Есть частушки шуточные, в них высмеивают нерадивых людей, есть частушки – страдания.
Воспитатель: много частушек сочиняется и в наши дни.
Девочка поет частушку.
Как у наших у мальчишек
Голова из трех частей
Карбюратор, вентилятор
И коробка запчастей!
Ребята, скажите, послушав эту частушку, что можно сказать.
Дети: Эта частушка про наших мальчиков. Потому что они любят играть с машинами и разными запчастями.
Воспитатель: Конечно, можно сказать, что частушкам много лет. Почему, как вы думаете? (ответы детей). В наше время все так же сочиняют, и пою частушки.
На прилавке магазина
Появилась колбаса.
Мы пришли и поглядели,
Стали дыбом волоса.
Мой братишка Ипполит
На горшке три дня сидит.
Говорит он нашей маме:
«Знаю все теперь о «Раме!»
Воспитатель: Ребята, какие это частушки? Они относятся к современным частушкам или нет?
Дети: да эти частушки современные. Потому что, в магазинах поднялись цены на все продукты, по телевизору показывают много реклам.
Воспитатель: Может из детей кто – то знает частушки.
Дети исполняют частушки (Молодцы)
Воспитатель: Больше всего встречается плясовых частушек. У таких частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточными, даже озорными.
Воспитатель:
Эй, топни нога,
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Дети вместе повторяют частушку по музыку. Выполняя танцевальные движения.
Воспитатель: ребята, что самое главное для пляски.
Дети: ритм.
Воспитатель: правильно, поэтому и в ладоши прихлопывают когда «русскую» пляшут.
Мальчик и девочка в русских народных костюмах исполняют.
Разойдись, народ,
Меня пляс берет,
Пойду, попляшу.
Себя людям покажу.
Гармонист устал,
Запинаться стал.
Дайте крынку молока,
Напоите игрока!
Воспитатель: Как можно охарактеризовать частушки. Какие они!
Дети: Шуточные, веселые, озорные. Показывают страдания.
Воспитатель: В разных местностях частушки поются на разный мотив. Есть частушки, которые называются «Семеновна»
(музыкальное прослушивание частушек)
Сорву я веточку, сорву зеленую;
Сыграй, гармонист, спою Семеновну.
Как Семеновна сидит на лесенке,
А про Семеновну поются песенки.
Воспитатель: Есть частушки, которые называются «Ярославские ребята». Их поют в Ярославской области.
А вот на Волги пою песенки – страдания.
«Страдать» - это значить любить.
Хорошо страдать весною
Под зеленою сосною.
Хорошо страдать у печке –
Ноги в тепленьком местечке.
Воспитатель: чем частушки страдания отличаются от плясовых?
Дети: отличаются ритмом. Страдания поются медленно, протяжно в отличии от плясовых, под них хочется, пустится в пляс.
Воспитатель: А какие передачи вы смотрите по телевизору, где пою частушки?
Дети: «Играй гармонь», «Семеновна», «Шутка за шуткой».
Воспитатель: Ребята у нас в гостях ансамбль «Девчушки – веселушки». Встречайте!
Мальчики в русских народных сарафанах.
1 ребенок: Пропоем мы вам частушки. Можно?
Воспитатель: Без сомнения.
2 ребенок: И мы такого мнения.
Частушки :
Разойдись народ
Меня пляска берет.
Пойду, попляшу, себя покажу.
Эй, топни нога, топни правенькая,
Все равно плясать пойду, хоть и маленькая.
Говорят я боевая,
Боевая ну и что ж
Моя мама боевая,
Ну, а я тогда в кого ж?
В кухне веник я нашел
И квартиру всю подмел.
Но осталось от него
Три соломинки всего.
Возле речки, возле быстрой
Всё фиалочки растут.
Без частушек прожить можно
Да чего – то не живут.
И ночь сыра, и трава в росе,
И спать пора, частушки все.
Воспитатель:
Ой, ребятушки, беда
Нам заканчивать пора.
Нету время на частушки,
На прогулку нам пора.
Дети по веселые частушки выходя из зала.