МААМ-картинки

Приобщение детей к красоте родного слова

Елена Васильевна Алексеева
Приобщение детей к красоте родного слова

Важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский и другие).

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение и бережное отношение к книге. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Характерными особенностями понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений прежде всего является конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Подчеркиваю, только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества. В активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере

осознавать их. Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования культуры речи.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

В современных условиях одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, которые мертвят живую речь. Привычка говорить штампами, казенными словами ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне и выразительности речи.

Высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». Минимально достаточные три признака «хорошей речи»: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно овладение различением смысловых оттенков словами.

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, потешки) являются важнейшим источником развития выразительности детской речи. Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

При целенаправленной работе у детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, развивается поэтический слух, способность замечать красоту и богатство русского языка, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – школьника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о красоте дагестанского танца в старшей группеФотоотчет о красоте дагестанского танца в старшей группе Ежегодно в нашем городе проводится конкурс педагогического мастерства "Воспитатель года". В 2019 году он прошел на базе детского сада ".

Групповая консультация для родителей. «Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении»Групповая консультация для родителей. «Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении» Групповая консультация для родителей. Тема:"Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении". Цель: Создать благоприятные условия для взаимодействия.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к красоте родного слова
Опубликовано: 1 октября 2024 в 17:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к красоте родного слова» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД