Елена Васильевна Алексеева
Приобщение детей к красоте родного слова
▼ Скачать + Заказать документы
Важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский и другие).
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Публикация «Приобщение детей к красоте родного слова» размещена в разделах
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение и бережное отношение к книге. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.
Характерными особенностями понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений прежде всего является конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Подчеркиваю, только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества. В активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере
осознавать их. Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования культуры речи.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
В современных условиях одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, которые мертвят живую речь. Привычка говорить штампами, казенными словами ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне и выразительности речи.
Высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». Минимально достаточные три признака «хорошей речи» : богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.
Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление : это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно овладение различением смысловых оттенков словами.
Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, потешки) являются важнейшим источником развития выразительности детской речи. Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
При целенаправленной работе у детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, развивается поэтический слух, способность замечать красоту и богатство русского языка, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – школьника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.