Папки-передвижки

Приобщение детей к красоте родного слова

Елена Васильевна Алексеева
Приобщение детей к красоте родного слова
▼ Скачать + Заказать документы

Важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский и другие).

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Публикация «Приобщение детей к красоте родного слова» размещена в разделах

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение и бережное отношение к книге. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Характерными особенностями понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений прежде всего является конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Подчеркиваю, только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества. В активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере

осознавать их. Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования культуры речи.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

В современных условиях одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, которые мертвят живую речь. Привычка говорить штампами, казенными словами ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне и выразительности речи.

Высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». Минимально достаточные три признака «хорошей речи» : богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление : это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно овладение различением смысловых оттенков словами.

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, потешки) являются важнейшим источником развития выразительности детской речи. Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

При целенаправленной работе у детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, развивается поэтический слух, способность замечать красоту и богатство русского языка, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – школьника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о красоте дагестанского танца в старшей группеФотоотчет о красоте дагестанского танца в старшей группе Ежегодно в нашем городе проводится конкурс педагогического мастерства "Воспитатель года". В 2019 году он прошел на базе детского сада ".

Групповая консультация для родителей. «Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении»Групповая консультация для родителей. «Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении» Групповая консультация для родителей. Тема:"Воспитывайте меня в любви, красоте и терпении". Цель: Создать благоприятные условия для взаимодействия.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к традициям и культуре родного края» Воспитание ребенка – это не только обучение его основным навыкам и знаниям, но и привитие ему любви к своей родине, культуре и традициям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к красоте родного слова
Опубликовано: 1 октября 2024 в 17:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к красоте родного слова» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД