Каменчан Ольга
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, Черепашках-ниндзя и т. д. У родителей, занятых постоянным добыванием денег, нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением в воспитании детей, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них нравственные нормы.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок» размещена в разделах
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. Поэтому считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. Здесь на помощь приходят русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых (педагогов и членов семьи).
Определив направления в работе, я приступила к их реализации. В группе была создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей группы. Были оформлены альбомы «Жилище и предметы быта наших предков», «Иллюстрации к русским народным сказкам Евгения Рачева». В книжный уголок подобрали книги с русскими народными сказками, рассматривая красочные иллюстрации которых, дети вспоминают интересные эпизоды знакомых сказок, обсуждают героев, вспоминают их реплики, действия. В группе отведено место для театральной деятельности, имеется уголок ряженья, представлены разные виды театра. Детям на выбор предложены дидактические и настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок с различными заданиями (лото, пазлы, разрезные картинки и др.). Собрана медиатека по русским сказкам (СД-диски, аудиокассеты для слушания и мультимедийные презентации с иллюстрациями к сказкам).
Во время чтения русских народных сказок я демонстрировала детям иллюстрации и картины к ним. Вела беседы о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей с целью формирования нравственных качеств. При рассказывании сказок выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках (например, «лубяная избушка»). Выслушав ответы, уточняла, тем самым облегчая восприятие детьми сказки. Ребята с большой радостью слушают в записи музыкальные инсценировки по знакомым сказкам. С большим интересом и удовольствием дети восприняли новый вид прослушивания сказки с использованием ИКТ. При чтении сказки «Волк и семеро козлят» детям демонстрировались мультимедийно иллюстрации к сказке, выполненные художником Ю. Васнецовым. В конце досуга детям было предложено превратиться в козляток и потанцевать под «Песенку козлят» из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».
Под впечатлением услышанных сказок возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь и т. д. Я разыгрывала с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождала меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая. Также выполняли упражнения в проговаривании отдельных реплик героев, звукоподражании животных. Во время пересказа сказок побуждала детей к интонационной выразительности диалогов между персонажами. После каждого прочтения новой сказки мы с детьми заполняли альбом «Наши любимые сказки» детскими работами (аппликации, рисунки). Я приклеивала в альбом маленькую картинку из сказки, а дети дополняли свободное пространство листа своими рисунками, смайликами (понравилась или не понравилась сказка, герои). Таким образом, дети передавали свое отношение к вновь прочитанным и уже известным сказкам. С целью воспитания любви к устному народному творчеству, выявления жанровых особенностей сказки провела обобщающее занятие - «Эти мудрые русские сказки». Дети с удовольствием участвовали в литературной викторине «Мои любимые сказки» и творческих играх по прочитанным сказкам.
Для расширения знаний детей о временах года, их основных приметах была проведена экспериментальная деятельность «Солнце по небу гуляло» : был проведен опыт со снегом и льдом, чтобы дети лучше поняли, почему избушка у лисы растаяла с приходом весны. С целью закрепления представлений о диких животных наших лесов, внешнем виде, повадках, особенностях питания, способов передвижения проведено занятие «Жители нашего леса». Для формирования образов сказочных героев были организованы разные виды художественной деятельности (коллективная аппликация «Заюшкина избушка», лепка «Животные из разных сказок», рисование «Зайчик»). Для знакомства детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка) были проведены занятия «Сарафан для лисы по мотивам дымковской росписи» и др. В самостоятельной деятельности детям предлагаются раскраски по сюжетам русских народных сказок, дидактические игры. Для раскрытия творческих способностей и дальнейшего обыгрывания сюжета, дети приняли участие в коллективной лепке и конструировании «Домики для зайчика и лисы».
Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Поэтому я предложила детям придумать новую концовку сказки «Заюшкина избушка», используя домики, построенные детьми: теперь домик есть и у зайки, и у лисы - они дружат. После прочтения сказок у детей возникают новые ролевые игры с использованием персонажей и сюжетов, взятых из знакомых сказок («Как зайчик и лиса подружились»).
Свою работу с родителями я начала с анкетирования «Приобщение детей к русской народной культуре через сказки», и дальнейшее взаимодействие осуществлялось на его основе. Составила консультации по данной теме. Провела семинар-практикум, на котором показала родителям упражнения на развитие мимики и жестов для дальнейшей совместной деятельности с детьми. Дети совместно с родителями приняли участие в групповой выставке рисунков «Мой любимый сказочный герой». При этом каждый ребенок должен хорошо знать, что изображено, и уметь рассказать об этом. Также в группе создана библиотека для семейного чтения. Книги из этой библиотеки родители и дети могут брать домой, читать, обсуждать рассматривать иллюстрации.
Чтение сказок стало доброй семейной традицией, создало теплую, задушевную атмосферу в доме. Участие родителей в жизни детского сада помогло им ближе увидеть мир с позиции ребенка, установить с ним доверительные отношения и проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Собственный пед. опыт воспитателя МАДОУ "Цветик - семицветик"
Каменчан Ольги Леонидовны.