Марина Бочарова
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины
Старинная мудрость напоминает нам «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Знакомство с произведениями фольклора, творчеством народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Дети знакомятся с традициями и обычаями, у них проявляется интерес к истории прошлого, происходит формирование национального самосознания, сохранение народных традиций.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины» размещена в разделах
У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, Отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной- красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений детской души. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну - важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить место, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации этого процесса. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Эту задачу наш коллектив считает актуальной и важной. Коллектив нашего детского сада давно работает над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры и истории родного края. Нами разработан цикл «Мы – Россияне!» В основу ознакомления с родным краем, заложен принцип тематического планирования по блокам:
-история и быт;
-традиции и праздники, народные игры;
-народные промыслы, мастера родного края;
-природа растительного и животного мира;
-люди, прославившие родной край.
Темы повторяются в течение нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастом. Цель работы по приобщению к истокам народной культуры и истории родного края : способствовать духовно-нравственному развитию личности ребёнка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу. В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
• обогащать знания детей о родном крае;
• развивать интерес детей к русским традициям и промыслам;
• знакомить детей с достопримечательностями родного края;
• формировать бережное отношение к родной природе.
Основными формами патриотического воспитания детей являются экскурсии, праздники, непосредственно образовательная деятельность, игра, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми.
Начиная работать над этой темой, мы столкнулись с тем, что дети имеют маленький запас знаний: о культуре и творчестве, обрядах, обычаях, об особенностях костюма и быте населения людей нашего края.
Исходя из того, что важным условием поддержания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда, педагоги нашего ДОУ особое внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды. В детском саду совместно с родителями создан «Музей старины», где для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Здесь представлена экспозиция старинных предметов домашнего быта: утварь, игрушки, посуда, одежда, русская печь и многое другое.
Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом», приобщиться к культурному наследию своего народа.
Музей оформлен под русскую горницу. Каждый экспонат повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину.
Создавая музей, мы преследовали цели:
-познакомить детей с бытом русских людей в старину;
-приобщать детей к миру искусства, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира;
-вызывать у детей познавательный интерес к истории своего края, желание узнавать новое о его прошлом;
-воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу;
-формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
В музее проводятся экскурсии, досуги, праздники, посиделки, встречи с известными людьми поселка («Печка – матушка», «Костюм девочки Воронежской губернии», «Прялка и веретено» и другие). Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, народной музыки и искусства, традициями и бытом своего края.
Экспонаты музея используем в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Пасха», «Масленица».
Особенно интересно в музее проходит чтение сказок, где четко можно увидеть обстановку русской избы, и ребенок чувствует себя очень уютно и комфортно, как в «сказке». Дети с удовольствием самостоятельно разыгрывают сказки и шуточные сценки. Также мы придумываем сказки о старинных экспонатах. Благодаря такому наглядному материалу, осуществляется обогащение словарного запаса: прялка, рубаха, лапти, гребень, кушак, кочерга, и т. д. Знакомство проходит наглядно, на основе яркого и колоритного материала, что позволяет не просто познакомиться со словом, но и попробовать применить его в жизни.
Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение. Педагоги ДОУ продолжают эту традицию. В процессе общения с воспитанниками мы включаем в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а затем и в активный словарь детей.
Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила чаще всего во время праздников, которым у нас уделяется большое внимание. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, развивают смекалку, сообразительность.
На Рождество мы разучиваем с детьми рождественские колядки, устраиваем для них представления и рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки.
Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами.
Праздник Пасхи проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.
В медовый и яблочный Спас устраиваем праздничные соревнования.
У нас в детском саду стало традицией каждый год проводить весенние фольклорные праздники, на которые мы приглашаем не только родителей, но и детей из СОШ №2 и ЦДТ. В этом году мы это мероприятие расширили и провели День народной культуры. В программе были организованы: выставка рисунков детей «Моя малая Родина» и выставка выпечки родителей по старинным русским рецептам «Угощайся народ». Прошёл праздник «Как во тереме высоком». Дети были одеты в нарядные костюмы, пели народные песни, водили хороводы, малыши рассказывали потешки. Ученица 1 класса, бывшая наша воспитанница, Лера Бугаёва исполнила русскую народную песню «Кнопочки баянные». Особенно ярким было выступление детей старшей группы, которые пели частушки. Закончился праздник совместным оркестром детей, родителей и педагогов.
В этом году начали работу над проектом «Моя малая Родина». Родители вместе с детьми фотографировали любимые уголки нашего посёлка. Мы оформили альбом, который используем на занятиях.
Рассказываем об истории названия улиц. В первую очередь рассказываем об улице Машзаводская, т. к. здесь находится наш детский сад и машиностроительный завод. Также об улицах Сахзаводская, Мебельная.
В истории отдельных улиц нашла отражение история страны (Октябрьская, Победы, Революции).
О названии улиц в честь людей, известных всему миру (Гагарина, Савицкой, Мичурина). По географическому расположению (Восточная, Южная, Прудовая).
Рассматриваем здания посёлка, различных по назначению – храм, детский сад, школа, почта, магазины и т. д. Знакомим с историей создания древних сооружений, с их отличиями от современных зданий.
Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каждый год, после утренника, посвящённого 9 Мая, мы с детьми ходим возлагать цветы к могиле ефрейтора Василия Ивановича Рыбакова, захороненного в 1943 году. Также знакомим детей с памятниками, которые находятся на территории нашего посёлка, рассматривая фото. Прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», подводим дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
В рамках акции «Дети войны», прошла встреча с людьми посёлка, которые в годы Великой Отечественной войны были детьми. Они рассказали о всех трудностях и невзгодах, перенесённых ими в те страшные годы. Родители воспитанников рассказали о геройских поступках своих дедов – участников Великой Отечественной войны. Ученики МКОУ СОШ№2, бывшие выпускники детского сада, читали стихи и пели песни о войне. А выпускники ДОУ показали гостям литературно - музыкальную композицию «Как это было.».
Рассказываем о людях известных в Грибановке, благодаря своему мастерству. Так на театрализованном представлении «Встреча на книжной ярмарке» дети познакомились с местной писательницей З. Е. Истягиной и её творчеством.
У нас проводился праздник «Грибановские картинки», куда были приглашены Грибановские мастера резьбы по дереву (Черенков П. В., вязания крючком и спицами (Кулёва Н. В., вышивки (Иванникова З. И., хлебопечения (работники хлебозавода). Дети побывали на выставке народных промыслов. На этом празднике они услышали много песен о родном посёлке, которые сочинила воспитатель нашего детского сада Гончарова Г. М., а музыку преподаватель музыкальной школы Макаркина А. В. : «Вечерки в Грибановке», «Край Грибановский», «А я живу в Грибановке», «Частушки о Грибановской Мотане».
Во время игры-путешествия «Едем, едем мы в Воронеж» дети виртуально побывали с воспитателем – экскурсоводом в областном городе. Путь лежал через село В. Карачан, сосновый лес, село Красовку, речку Савала, мимо лагеря, где отдыхают дети из Грибановке. При этом дети слушали песню Константина Массалитинова «На воронежских просторах». Дети закрепили знания о нашем областном городе Воронеже, его достопримечательностях. Узнали о поэтах-воронежцах Алексее Васильевиче Кольцове и Иване Никитиче Никитине. Что вызвало у детей чувство гордости за свою малую Родину. В игровой форме предложила детям стать художниками и нарисовать герб нашего областного города. Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники подготовительной к школе группы побывали в районном краеведческом музее, где ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка.
Также мы побывали на экскурсии в нашем Богоявленском храме и в монастыре Серафима Саровского.
Часто совместно с родителями проводим веселые Грибановские и Вкусные посиделки, вечера шуток и прибауток, на которых звучат пословицы и поговорки, частушки, небылицы, дразнилки, поддёвки, прибаутки; дети играют в народные игры «Обуй лапоть», «Горелки», «Карусель». Через них дети узнают, как умели веселиться их предки, пробуждается интерес к народной культуры.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Через экскурсии формируются представления детей о природе родного края. Мы знакомим детей с растениями, деревьями нашей зоны, рассматривали насекомых. Везде, где мы бывали с детьми, наблюдали, в каком состоянии находится территория, разговаривали о значении содержания её в чистоте. Стараемся подвести детей к выводу : «Только от нас зависит, будет ли наш край красивым». Знакомство с родным краем заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Мы считаем, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.
У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Если не мы, то кто – же
Детям нашим поможет?
Россию любить и знать.
Как важно - не опоздать!