Олеся Михайлова
Принципы работы по внедрению технологий, направленных на поддержку индивидуальности и инициативы детей
▼ Скачать + Заказать документы
В основе работы по внедрению технологий, направленных на поддержку индивидуальности и инициативности детей лежат :
- новое видение образа ребенка, его развития;
- интерактивное взаимодействие;
- взаимодействие всех участников образовательных отношений, в котором активен и ребенок и взрослый. В сообществе учатся все – и дети, и взрослые;
- отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями);
Публикация «Принципы работы по внедрению технологий, направленных на поддержку индивидуальности и инициативы детей» размещена в разделах
- отказ от идеи единственной ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль. Это и игра, и исследовательская деятельность, и общение, и свободная активность по выбору детей.
1. Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов.
Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей. Вечером стараюсь дать детям возможность самостоятельной игры вопреки всем планам, (дети устают от постоянных (даже ненавязчивых) вмешательств, предложений педагога. Мы старательно заинтересовываем детей в той или иной игре, но иногда им просто нужно дать свободу, деткам хочется отдохнуть от нас.
2. Принцип позитивной эмоциональной атмосферы и эмоционального благополучия
Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы доверия, эмоционального комфорта и чувства безопасности, основанной на привязанности ребенка к взрослому, предполагает особые мероприятия со стороны воспитателей при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение и в ежедневной работе. На каждом занятии спрашиваю детей какую они хотели бы провести пальчиковую игру или физ. минутку, что способствует эмоциональному настрою на занятие и самоутверждению.
3. Принцип адекватности уровню развития (работа в зоне ближайшего развития)
Отечественные и зарубежные ученые едины в том, что постановка задач, помощь и поддержка взрослого должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в «зоне ближайшего развития». Это возможно только при условии, когда активность взрослого опирается на предварительные знания, понимание, желания, предпочтения и интересы ребенка и не навязывает ему стимулы, основанные на нормативных представлениях о ходе развития детей определенного возраста. Взрослый должен слушать и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или импульс.
4. Принцип личного примера (обучение на модели собственного поведения)
Влияние примера взрослых велико. Дети особенно чутки к тому, как взрослые ведут себя по отношению к ним. Взрослым не удастся привить детям какие-то правила, если они сами их не соблюдают. Взрослые смогут заинтересовать детей какой-то темой или работой только в том случае, если эта тема интересует их самих. Подражание показало себя как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности. В совместной деятельности со взрослыми дети узнают и учатся многим полезным и важным умениям, расширяя свой кругозор и знания о мире. Ненавязчивое обучение на модели собственного поведения не подавляет активность детей и сохраняет за детьми свободу выбора содержания своих занятий. Наш день начинается с общего обсуждения планов на день (в понедельник на неделю) и заканчивается анализированием прошедшего дня, что мы сделали, что не успели и перенесли на другой день, чему научились, что нового узнали? И конечно оцениваем нашу деятельность, кто из деток отличился, в чем кто помогал воспитателю или помощнику или другим деткам? Ну и в завершение назначаем поощрения которые варьируются и наклейки до привелигированной должности на следующий день (например «блюститель порядка» или «советник дня»)
5. Принцип «Право на ошибку»
В подходе, основанном на принципе содействия, дети получают право обходиться с опытом и информацией по-своему, могут рассматривать и усваивать ее с индивидуальных позиций, с позиций собственного опыта, что возможно только в том случае, если взрослые разрешают детям делать что-то «не так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки. За каждым ребёнком признаётся и утверждается право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Каждый прожитый день прибавляет ребёнку личный жизненный опыт. Иногда достаточно наглядный. У каждого ребенка есть личные достижения, отличающие его вчерашнего от сегодняшнего. Методы поддерживающей коммуникации, используемые в работе, предусматривают способы взаимодействия с детьми, позволяющие использовать ошибки в качестве источника ценного опыта и учения.
6. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах
Взрослые часто склонны противопоставлять игру как пустое времяпрепровождение «серьезным занятиям», когда ребенок учится чему-то конкретному и «нужному» для дальнейшего обучения в школе или для взрослой жизни. Такая точка зрения, к сожалению, широко распространена среди родителей и воспитателей. Отечественные и зарубежные ученые едины в том, что для детей дошкольного возраста игра является специфической формой обучения, то есть освоения мира и развития, значение которой невозможно переоценить. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры. Поэтому важно создавать условия, поощрять и целенаправленно развивать различные виды игры характерные возрасту, а также объяснять родителям важность игры для развития детей. Когда дети начали какую-то игру, выстроили определенные конструкции для нее, а нам нужно например на занятие садиться или завтрак, полдник, приходится игру остановить, но я разрешаю оставить все как есть и доиграть позже. Это один из вариантов поддержки игры.
7. Принцип поддержки исследовательской активности ребенка
Исследовательская активность является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения. Для её развертывания и поддержания любопытства детям важна свобода, так как самостоятельность и креативность лучше всего процветают в ненапряженной атмосфере. Когда любознательности детей дают свободу, им приходит в голову множество идей о том, как совершать открытия и показать свои результаты. Это в свою очередь пробуждает и усиливает их интерес и любопытство к какому-либо предмету, теме или проблеме. Нахождение собственных решений является предпосылкой для того, чтобы дети привыкли самостоятельно задавать вопросы и размышлять, принимать на себя ответственность за свои учебные процессы, проявлять терпение, выдержку и мотивацию при решении задач и воспринимать себя в качестве успешных, иногда даже творческих исследователей. Знания, которые они при этом усваивают, более прочные и глубокие.
8. Принцип поддержки двигательной активности
Движение имеет особое значение в развитии детей. Только получая разнообразный опыт движения в течение длительного времени, дети учатся ощущать свое тело в пространстве и оценивать свои силы, умения и возможности. В основном на прогулке стараюсь дать детям свободу передвижений (конечно с ограничениями, дети очень любят бегать и играть на спортивном участке, чем и занимаются, при этом мы обсудили с ними ограничения и правила поведения. Например : все вместе не уходим со своего участка, сначала идут мальчики или девочки, через какое-то время меняются, если берут игрушки – нужно навести порядок по завершении прогулки. На занятиях физ-культурой предоставляю детям возможность провести разминочные упражнения, выбрать игру в конце занятия.
9. Принцип интеграции различных видов детской активности в педагогической работе.
Перечисленные выше принципы и подходы, характеристики качества взаимодействия «ребенок-взрослый», виды деятельности требуют их интеграции в едином образовательном процессе.
Как сказал Виктор Шепель, технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
О своей группе могу сказать, что дети действительно очень инициативны и самостоятельны и я (и предыдущие педагоги думаю) этому всячески способствую. В группе создана мобильная среда, значительная часть которой может быть изменена самим ребенком; повторюсь – стараюсь дать достаточно времени и пространства для свободной игры, в которую я вмешиваюсь только по прямой просьбе детей; помогаю развитию речи и общению детей различными способами на протяжении всего дня который начинается с утреннего сбора; вовлекаю детей в обсуждение того, что они знают по определенной теме, что хотят узнать; стараюсь иногда не избежать конфликта, а использовать его для обучения и т. д. Мы все изо дня в день решаем эти задачи, и я хочу пожелать нам в этом успехов!