Галина Лифенко
Принципы и подходы к формированию программы на основе ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы к формированию Программы сформулированы на основе ФГОС ДО (п. 1.4.) и образовательной программы «Детство» (стр. 9) :
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Публикация «Принципы и подходы к формированию программы на основе ФГОС ДО» размещена в разделах
3. .Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Принцип сотрудничества учреждения с семьей.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание этого раздела также представляет основные подходы к формированию Программы.
Основными подходами к формированию Программы являются :
Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский) – рассмотрение социальной среды как главного источника развития личности ребенка; понимание сознания человека как продукта исторического развития общества; законы ведующей роли обучения для развития, социальной ситуации развития, опоры на зону ближайшего развития, наличия сензитивных периодов в развитии ребенка.
Системно - деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) – психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность; основным механизмом усвоения общественно-исторического опыта является механизм экстериоризации –интериоризации.
Периодизация психического развития (Д. Б. Эльконин) – каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно- потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.
Теория амплификации (А. В. Запорожец) – широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.
Теория развития способностей (Л. А. Венгер, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно- образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).
Концепция генезиса общения (М. И. Лисина) – общение является видом детской деятельности, с одной стороны, а с другой – источником психического развития и главным механизмом формирования всех видов деятельности.