Елена Юдина
Примерный план — конспект непосредственно образовательной деятельности «Русские художники».
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Русские художники»
Группа: старший дошкольный возраст
Образовательная область Познание
Задачи: Уточнить представления детей об изобразительном искусстве, о том, кот создает эти произведения. О роли изобразительного искусства в жизни человека. Познакомить детей с жизнью и творчеством русского художника И. И. Шишкина. Формировать у детей умение понимать содержание картин, их основную мысль и чувства, переданные художником. Закрепить знания о пейзажной живописи, художниках пейзажистах.
Публикация «Примерный план — конспект непосредственно образовательной деятельности „Русские художники“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Образовательная область Художественное творчество
Задачи: Формировать способность сравнивать поэтические и музыкальные образы, по настроению выраженному в них. Развивать художественно-образное мышление, фантазию, воображение.
Образовательная область Музыка
Задачи: Развивать координацию движения у детей. Формировать умение выполнять имитационные движения под музыку, реагировать на изменение динамики музыки.
Образовательная область Социализация
Задачи: Формировать дружеские взаимоотношения – гендерность через движения, жесты, мимику в играх.
Образовательная область Коммуникация
Задачи: Развивать коммуникативные навыки, чувство единства, сплочённости. Совершенствовать диалогическую форму речи, активизировать словарь детей. Обеспечивать высокую умственную и речевую активность детей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о художниках; разучивание стихов о жанрах живописи; рассматривание репродукций картин Третьяковской галереи, Эрмитажа; рассматривание портретов художников; рассматривание иллюстраций с изображением природы в разное время года; беседы о разных видах пейзажа; дидактические игры: «Найди картину по палитре», «Найди картину по настроению музыкального произведению», «Придумай пейзаж».
Материал: мультимедийный проектор, экран, презентация, репродукции картин Шишкина «Первый снег», «Бурелом», «Осенний пейзаж», «Лесная поляна», «Дождь в дубовом лесу» и несколько пейзажем разных художников, С «Времена года» Вивальди, «Аквариум» Сен-Санс.
План-конспект :
Музыкальный зал оформлен под художественную мастерскую.
Старший воспитатель: Дети посмотрите вокруг, и подумайте, куда вы попали? (Ответы детей)
Старший воспитатель: Правильно, в художественную мастерскую.
Чтобы узнать кто работает в этой мастерской, нужно отгадать загадку.
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги полный лист,
А ещё мольберт-треножник,
Потому что я …
(Художник)
(Ответы детей).
Старший воспитатель: Правильно, в художественной мастерской работает художник. На своих картинах он изображает большой и разный мир. Каждая картина рассказывает нам что-то новое о природе, предметах или человеке. На нашей выставке меня заинтерисовала одна картина. Какая я не скажу, попробуйте отгадать. Я прочту стихотворение, а вы внимательно послушаете, подумаете, какое оно по настроению: радостное, весёлое или грустное, печальное, спокойное или шумное, бурное. Слушая, рассматрите картины и постарайтесь найти среди них пейзаж с похожим настроением.
Художник дождик рисовал,
Осенний, хмурый дождик.
Мольберт под зонтиком стоял,
А под дождём-художник!
Промок художник-вот беда :
За воротник течёт вода…
«За то,-сказал художник,-
Нариси вал я дождик!»
(Ответы детей).
Старший воспитатель: Молодцы, вы узнали картину, которая мне понравилась. Называется эта картина «Дождь в дубовом лесу». А кто написал эту картину вы узнаете посмотрев фильм. Усаживайтесь поудобнее и слушайте.
Просмотр презентации без комментария и дополнитильных манипуляций с компьютером.
Слайд 2. Дети, сегодня вы познакомитесь с творчеством удивительного человека, таланливого художника.
Слайд 3. Этот замечательный художник умел разговаривать с деревьями и облаками. Он слышал, как растёт трава. Умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается сонце. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотистая рожь, шелестять листвой могучие дубы.
Слайд 4. Имя этого художника- Иван Иванович Шишкин. Иван Иванович очень любил рисовать «природные пойзажи», он был художником- пейзажистом.
Слайд 5. Родился Ваня Шишкин в семне купца. В маленьком городке Елабуга, который будто спрятался в дремучих северных лесах. Синий сосновый бор, сплошной стеной стоящий по берегам реки Камы, расступается, образуя плавный полукруг. Природа как по заказу создала для небольшого городка прекрасный пейзаж.
Слайд 6. Ни какие игры и весёлые мальчишеские забавы не занимали пятилетнего Ваню. Он был охвачен страстью к рисованию. Ни кто тогда и предположить не мог, что это страть- на всю жизнь. Мел и уголь всегда были в его руках. Все стены и двери комнат были расписаны самыми замысловатыми фигурами.
Слайд 7. Шло время. Когда юному Ване Шишкину исполняется 20 лет, он едет в Москву учиться. И поступает в училище «Живописи, ваяния и зодчества».
Слайд 8. Чтобы стать хорошим художником надо много учиться. Потому, закончив учёбу в Москве, Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Там он удивляет своих учителей высоким майстерством. За свои успехи Иван Иванович был награждён серебряной и золотой медалями. А большую золотую медаль он получил за картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Слайд 9. Иван Иванович Шишкин много ездил по заграницам и рисовал природу разных стран. Но нигде ему не было так хорошо, как на родной земле.
Слайд 10. Очень любил Иван Иванович рисовать природу с натуры. Он останавливался посреди поляны, заросшей высокой травой, раскрывал свой зонт, ставил мольберт и этюдник, внимательно оглядывал окрестности, выбирал подходящее место для работы и начинал рисовать…
Слайд 11. Пройдёмся по галерее художника. Вот ручей, прохладная, прозрачная водичка струится по камням. А по берегам ручья стоят величественные сосны. Шумят, качаються вершины сосен, стремяться ввысь стволы деревьев. Такой сосновый лес называли в старину коробельным, потому что из прямых стволов этих могучих деревьев строили раньше корали.
Слайд 12. А вот полюбуйтесь на необьятное поле созревающей ржи. Посмотрие, как здорово художник изобразил солнечный день. Кажется, что солнце упало на землю и расстелилось золотым покрывалом. И стоят на страже этого багатства сосны- великаны. В вышине птицы парят. Воздух прозрачен и жарок.
Слайд 13. В густом, дремучем лесу жили три весёлых медвежонка со своей мамой- мудрой медведицей. Медведица порыкивает, не разрешает забираться медвежатам высоко. Один медвежонок был очень послушным, он старался не сердить маму. Наблюдал за своими шаловливыми братиками и даже просил их слезть с дерева. Но куда там, озорники и слышать ничего не хотели. Они резвились и прыгали.
Слайд 14. А вот дубовая роща, могучие деревья раскинули свои ветви. Листья шелестять, но небо не закрывают. Солнышко сквозь их ажур целует травку. Хорошо, тепло. Весь мир, кажется, радуется солнцу и лету.
Только такой любитель природы, как Шишкин мог нарисовать такие замечательные пейзажи.
Слайд 15. Картины Ивана Ивановича Шишкина хранятся в художественных музеях Москвы, Києва, Новгорода и других городов России.
Слайд 16. В городе Елабуге, на родине художника, есть дом- музей имени Шишкина. Где собрана коллекция его картин.
Слайд 17. За творчество, майстерство удивительный талант и любовь к Родине, И. И. Шишкину воздвигли памятник. Он воистину великий русский художник.
Старший воспитатель: С каким художником вы познайомились? (Ответы детей).
Старший воспитатель:Что любил рисовать И. И. Шишкин? (Ответы детей).
Старший воспитатель:Как называется художник, который рисует природу? (Ответы детей).
Старший воспитатель:В какои городе родился Шишкин? (Ответы детей).
Старший воспитатель:Какие награды художник получил за свой труд? (Ответы детей).
Старший воспитатель:Где хранятся картины Шишкина? (Ответы детей).
Старший воспитатель:Как люди увековечили память о великом художнике? (Ответы детей).
Физкультминутка: «Юные волшебники».
Раз –подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть
Будем дружро мы играть,
И картины создавать.
Старший воспитатель: Поиграем!
Слайд 18. Найдите картины Шишкина.
( При нажатии на правильный ответ звучит фраза: «Правильно, молодец», при неправильном ответе звучит фраза: «Подумай ещё».
Слайд 19. Соберите картину «Утро в сосновом лесу».
(При нажатии на правильный ответ фрагмент картины занимает своё место, при неправильном ответе звучит фраза: «Подумай ещё».
Слайд 20. Составьте природный пейзаж.
(При нажатии на предметные картинки, они встают на общий план образуя пейзаж).
Старший воспитатель: Представьте, что вы деревья: пальчики – крепкие дубы, девочки – нежные берёзки, а я – ветер. Ветер бывает разным: лёгким, умеренным и сильным. По команде лёгкий ветер у деревьев колышатся листочки (работают кисти рук и пальцы, умеренный ветер - гнуться веточки (покачивание корпуса и рук, сильный ветер – гнуться деревья до земли (наклоны корпуса и взмахи руками).
Движения выполняются под музыку в центре музыкального зала.
8. Результативность (предполагаемая) использования данной разработки
Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством русского художника И. И. Шишкина; узнавать, различать и называть картины с изображением пейзажа; уметь составлять природный пейзаж.
9. Перспективы использования данной разработки в непосредственно образовательной деятельности для расширения представлений о художниках пейзажистах и их произведениях инструктарами по изобразительной деятельности, а также воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности ребёнка в образовательном учреждении и дома.
10. Информационные ресурсы по теме
Жаркова А. Художественная галерея
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись
Шорыгина Т. А. Красивые сказки
Чумичёва Р. М. Дошкольникам о живописи
Остахова Н. Сказка о лесном художнике