Попова Татьяна
Применение учебно-методического комплекса «От А до Я» с детьми старшего дошкольного возраста
Аннотация: в данной статье говорится об усвоении русского языка, как иностранного, детьми -инофонами с применением учебно-методического комплекса «От А до Я» .Раскрываются основные аспекты работы.
Ключевые слова: запрос на организацию специального обучения русскому языку с дошкольного возраста; понижение языкового барьера у детей; снятие психологических проблем; коллективное обучение; работа в парах; индивидуальная работа; учебное пособие (букварь); рабочая тетрадь; реализация задач УМК «От А до Я» в процессе осуществления разнообразных видов деятельности ; траектория взаимодействия со специалистами ДОО; обогащенная развивающая среда; взаимодействие с родителями воспитанников; эффективность применения УМК «От А до Я».
Публикация «Применение учебно-методического комплекса „От А до Я“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время современное общество уделяет пристальное внимание дошкольному образованию, в связи с чем к детским садам предъявляются высокие требования. На сегодняшний день современные детские сады оказывают большое разнообразие образовательных услуг, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
На основании приказа департамента образования ЯНАО от 06.11.2018 № 1048 "О присвоении статуса РСП образовательным организациям ЯНАО" МАДОУ «ДС «Огонёк» присвоен статус региональной стажировочной площадки по теме «Создание развивающей среды в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера».
Работая в детском саду, педагоги столкнулись с воспитанниками, для которых русский язык является неродным. Анализируя сложившуюся ситуацию, пришли к мнению, что дети-инофоны, попадая в русскоязычную речевую среду, общаясь со сверстниками и воспитателями, русским языком овладевают спонтанно. В связи с этим, возник запрос на организацию специального обучения русскому языку как неродному с дошкольного возраста, а также необходимость научить родителей детей-инофонов быть проводниками в мир двуязычия.
Для решения данной проблемы педагогическим коллективом МАДОУ "ДС "Огонек" был разработан учебно-методический комплекс «От А до Я», включающий в себя букварь и рабочую тетрадь.
Руководствуясь принципами комплексности в реализации учебно-методического комплекса, осуществляется взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. В результате такого социокультурного взаимодействия снимаются психологические проблемы, понижается языковой барьер участников коммуникативного процесса.
Поставленные задачи учебно – методического комплекса «От А до Я» реализовывались в процессе осуществления разнообразных видов детской деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Еще одним важным условием успешности работы, по мнению педагогов МАДОУ "ДС "Огонёк", является коллективное обучение и работа детей в паре. При таких формах работы увеличивается объём речевой деятельности. Хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку; удобны для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают детей спросить или сказать что-либо на русском языке. Действуя в парах, дети помогают исправлять ошибки, оказывают помощь в правильном и четком произношении неродной речи. Также, коллективное обучение является путем для взаимной адаптации, с одной стороны, принимающего населения, с другой - детей и семей мигрантов, с целью создания благоприятной образовательной среды для тех и других.
Не менее важным аспектом в работе с детьми-инофонами выступает индивидуальная работа, которая реализуется в режимных моментах 2 раза в неделю путём использования поэтапной системы формирования речи по учебному пособию (букваря) и рабочей тетради для воспитанника, закрепление материала так же проводится в режимные моменты.
После изучения методических рекомендаций по организации обучения детей-инофонов была намечена траектория взаимодействия воспитателей со всеми специалистами ДОУ, которе наполнено общением, положительными эмоциями и легкой запоминаемостью словарного минимума. В процессе игр дети усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определенных слов, словосочетаний, целых предложений.
Важную роль играет окружающая среда и общение. Организуя соответствующую среду, мы стимулируем развитие общения между детьми. Ведь общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми. Оно отличается: яркими эмоциями, нестандартностью детских высказываний, преобладанием инициативных высказываний над ответными. Такое общение значительно богаче по своему назначению и функциям.
При взаимодействии с родителями уделяем большое внимание на общение с другими детьми в дополнительных формах образования (кружки, секции, факультативы, детские центры и т. д., приглашаем на дни открытых дверей, привлекаем к участию в досуговых, спортивных и развлекательных мероприятиях, конкурсах различной направленности.
Опыт работы в данном направлении был представлен на круглом столе «Особенности реализации национальной политики в Ямало-ненецком автономном округе», XIII Региональной научно-практической конференции «Cовременные проблемы развития региона», Открытых образовательных Чтениях «Культура и цивилизация», на Всероссийском проекте «Взаимообучение городов», Региональном совещании педагогов 2022, опубликован в сборнике «Непрерывное профессиональное образование педагога: проблемы и решения» (По материалам городской научно-практической конференции 6 декабря 2018г.) - СПБ. : ЧОУ "Эпиграф" – 2018.
Эффективность применения учебно-методического комплекса "от А до Я" отражается в положительной динамике личностного роста воспитанников, повышения уровня овладения русским языком и умении применять полученные знания в практической деятельности. Результатом практики являются победы воспитанников (из числа детей-инофонов) в блиц олимпиадах и викторинах, конкурсах чтецов, городском Фестивале науки, конкурсе «Безопасное колёсико», городском фестивале народного творчества «Гостеприимный Ямал», конкурсе технических проектов «Технарики», а также творческих конкурсах художественной направленности.
В рамках прохождения Мониторинга качества в 2023-2024 учебном году в области качества «Содержание образовательной деятельности» показатель «Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде» в соответствии со шкалой комплексного оценивания качества дошкольного образования равен 4, то есть находится на хорошем уровне. Данный уровень фиксируется при превышении базового уровня качества и указывает на создание обогащенной образовательной среды, выстроенной с учетом потребностей, возможностей, разносторонних индивидуальных способностей, интересов и инициативы воспитанников ДОО, их семей, а также сотрудников ДОО во взаимосвязи с социокультурным контекстом образовательной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Абсалямова А. Г., Горбачева Ю. С. Этика межнационального общения детей в
поликультурной группе. – Уфа: «Творчество», 1997.
2. Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с
4. Сухарев А. В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора психол. наук. М., Психологический институт РАО, 1999.
Сухарев А. В., Степанов И. Л., Струкова А. Н., Луговской С. С, Холдеева Н. И. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека// Психологический журнал, 1997, № 6