Любовь Лучкова
Применение таблиц Шульте на занятиях ментальной арифметики
▼ Скачать + Заказать документы
Таблица Шульте – дидактический материал, который широко используется для улучшения когнитивных качеств ученика и повышения способности концентрировать внимание. Он также помогает развивать периферическое зрение и улучшает показатели скорочтения.
Успешное обучение в школе напрямую зависит от хорошо развитой памяти и внимания ученика. Развитием этих психических процессов необходимо заниматься уже с дошкольного возраста. Педагоги начальной школы отмечают, что зачастую дети не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Одним из таких тренажеров может служить таблица Шульте.
Публикация «Применение таблиц Шульте на занятиях ментальной арифметики» размещена в разделах
Что это такое?
Таблицы Шу льте (англ. Schulte Table)— это таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами, используемые для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрение. Этот метод широко используется для развития скорочтения. Самый распространенный вид таблицы Шульте – это квадратная таблица 5х5, в ячейках которой расположены числа от 1 до 25.
Как работать с таблицей?
Расстояние от глаз до таблицы должно быть таким же, как и при чтении книги. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре и больше не сдвигается. Находить числа нужно в возрастающем порядке от 1 до 25, без пропусков, с максимальной скоростью, желательно не проговаривая числа. Очень важно искать числа только периферическим зрением. Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления.
Для занятий с детьми используют облегченный вариант работы с таблицей. Если дети незнакомы с методикой, то на первоначальном этапе можно использовать таблицу 3х3 или 4х4. В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, тем самым задание усложняется. Перед началом работы взрослый дает ребенку инструкцию: внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.); перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале; взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе; провести непрерывную линию для соединения цифр по порядку; все числа нужно назвать вслух. Методика Шульте – это находка в домашнем обучении, так как ее стимулирующий материал прост в исполнении и для работы с таблицами не требуется специальная подготовка родителей.
Таблица Шульте – помощница в овладении навыков скорочтения и ментального счета. Это отличный тренажер для повышения внимательности, концентрации и даже повышает скорость чтения при регулярном использовании. Работая с таблицей Шульте, мы расширяем угол зрения до двух-трех слов, абзаца. Благодаря этому навыку читатель за одну остановку взгляда может охватить большее информации, чем читатель, не обладающий подобным навыком.
Регулярная работа с таблицами Шульте позволит :
•активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние;
•активизировать память;
•развивать навык быстрого принятия решений.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
Скоростных рекордов сначала устанавливать не обязательно – лучше работать медленно, но правильно. В корне ошибочной тактикой будет «скольжение» взглядом по всем ячейкам подряд – глаза не должны «бегать» по числам, пусть взгляд будет зафиксирован в центре таблицы.
Целью занятий является не просто отыскать числа по порядку. Важнее развивать навыки концентрировать внимание, улучшать кратковременную зрительную память, расширять угол охвата зрения. Сосредоточьте взгляд в центральной части квадрата с цифрами и пытайтесь расширить зрительное поле так, чтобы глаз видел все числа в матрице. Большинство людей видит крайние ряды цифр менее четко, чем числа в центре – это допустимо, потому как небольшая затуманенность не мешает увидеть и запомнить позицию следующего нужного числа.
Тренировки следует проводить регулярно, оптимальная периодичность – дважды в неделю по 10-15 минут.
Если в глазах появились неприятные ощущения, занятия следует немедленно остановить, чтобы дать зрению немного отдыха. Заниматься можно по бумажным таблицам или в режиме онлайн. В любом случае расстояние от глаз до листа с матрицей или экрана гаджета должно составлять 30-40 см.