Мурыгина Ирина Васильевна
Применение современных здоровьесберегающих технологий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Применение современных здоровьесберегающих технологии в детском саду.
старший воспитатель
МБДОУ д/с №4
Мурыгина И. В.
По ФГОС одним из первостепенных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Дошкольный возраст считается очень важным периодом в процессе формирования личности. В этот период жизни наиболее интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются индивидуальные черты характера, формируются нравственные качества, закладывается фундамент крепкого здоровья.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Педагогические технологии в ДОУ
- Темочки
На современном этапе здоровьесберегающим технологиям уделяется большое внимание. Применение их в работе способствует повышению результативности воспитательно-образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
1. приобщение детей к физической культуре;
2. использование развивающих форм оздоровительной работы.
В каждом дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений работы является формирование здоровья детей на основе сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающегося, воспитание адекватных представлений о здоровом образе жизни.
В настоящее время в детском саду используются :
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения здоровому образу жизни.
Подробнее остановимся на некоторых эффективных формах работы, которые можно использовать для развития физических качеств и двигательной активности ребенка. Формы работы:
• Утренняя гимнастика - систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, способствует формированию умения согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции;
• пальчиковая гимнастика - способствует овладению навыкам мелкой моторики рук, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические способности: мышление, память, воображение, снимает тревожность;
• дыхательная гимнастика - положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, повышает общую сопротивляемость организма;
• гимнастика для глаз - способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения;
• подвижные и спортивные игры – способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшения физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными и подвижными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи;
• физкультурные занятия – это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. В зависимости от направленности обучения физкультурные занятия проводятся: типовые, познавательные, сюжетно-игровые, тренировочные, образно-игровые;
• гимнастика пробуждения – способствует обеспечению плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастики желательно сопровождать плавной и не громкой музыкой. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дорожкам;
• релаксация – способствует снятию психоэмоционального напряжения и возбуждения после физических нагрузок в конце физкультурного занятия. Содействует формированию умения у детей расслабляться, помогает снять напряжение, снимает психоэмоциональное напряжение и возбуждение после физических нагрузок в конце физкультурного занятия. Проводятся специальные релаксационные упражнения с использованием игровых приемов под спокойную классическую музыку, звуки природы. Это является необходимым компонентом физкультурного занятия.
Детский сад и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Детский сад в свою очередь, активно занимается физическим развитием обучающихся и формированием у них основ здорового образа жизни. С детьми разучиваются комплексы спортивных упражнений, большое внимание уделяется организации развивающей среды: физкультурные уголки в группах, физкультурный зал оборудованы разнообразными пособиями для двигательной деятельности, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно – важные качества, увеличивают эффективность образовательной деятельности. Приемы здоровьесберегающих технологий широко используются педагогами детского сада в разных формах организации педагогического процесса: в непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке, режимных моментах, свободной деятельности детей. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.