Татьяна Лавренко
Применение методов и инструментов бережливой технологии в практике воспитателя детского сада. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день во все сферы деятельности внедряется подход «бережливое производство» - стремление к устранению всех видов потерь, не исключением стали детские сады и школы.
Детский сад является сложным структурным организмом, который имеет множество специфических особенностей.
Поскольку детский сад является образовательным учреждением, то здесь более применима концепция «бережливого обучения».
Публикация «Применение методов и инструментов бережливой технологии в практике воспитателя детского сада, Фотоотчет» размещена в разделах
Рассматривая определение «бережливое обучение» было выявлено, что это особая организация учебного процесса, при которой минимизируются потери, что, несомненно, влияет на повышение результативности обучения.
Бережливое образование является инновационной технологией для системы дошкольного образования.
Бережливые технологии в образовании -это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами.
Но, невозможно просто научить ребенка чему-то, важно сформировать правильное, в данном случае «бережливое» мышление у всех участников образовательных отношений. То есть сформировать определенную культуру бережливого отношения к ресурсам и материалам, времени и пространству, а так же к своему собственному здоровью и здоровью окружающих воспитанников, родителей, педагогов
Основной целью является адаптация методов и инструментов бережливого обучения в образовательном процессе с детьми старшего возраста и осознание основных ценностей бережливой технологии воспитанниками и их родителями.
Задачи:
Формировать у дошкольников представление о бережливости, вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливой технологии;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к себе, своему здоровью, времени и окружающим предметам (учить находить и читать знаки навигации в окружающем пространстве, поддерживать порядок согласно правилам, действовать по алгоритму и т. д.)
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности, творческим способностям, коммуникативным навыкам
Ожидаемые результаты:
• Находясь в условиях бережливого обучения, дети смогут беспрепятственно считывать информацию с окружающего пространства в группе, в детском саду (затем применять приобретенные навыки и умения в реальной жизни адаптируя их в незнакомом пространстве - найти нужное помещение, при тревоге найти выход и т. д.).
• Также дети с детства будут адаптированы к культуре бережливого обучения, что поможет им в дальнейшем обучении, самообразовании (организация рабочей поверхности, улучшение процесса поиска информации, считывание алгоритмов процесса и т. д.)
• Формирование бережливого сознания, которые на начальном этапе заключаются в навыках правильного одевания/обувания, экономии времени, бережного отношения к своему здоровью, бережного отношения к собственным и чужим вещам/игрушкам, соблюдения личной гигиены и др. (соблюдение режима дня, правила пользования оборудованием, навыки гимнастики для глаз, расслабление рук, правильное дыхание и т. д.)
Наша старшая группа №7 называется «Жемчужинки». Поэтому начиная с приёмной и вся предметно –развивающая среда оформлена яркими картинками с логотипом жемчужинки.
Рассмотрим более подробнее, каким образом мы реализуем в старшей группе «бережливое обучение».
Нами активно используется такие инструменты как :
1. визуализация это использование любых средств, которые информируют о том, как должна быть выполнена работа (маркеры пространства, цветовое обозначение, алгоритмы в картинках и т. д.)
2. Картирование – В период от пяти до шести лет детям доступно опосредованное запоминание. Эффективность запоминания с помощью внешних средств (картинок, пиктограмм) может возрастать в 2 раза. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д
3. Такие инструменты 5 С, как «Соблюдай порядок», «Сортируй», «Содержи в чистоте». «Стандартизируй», «Совершенствуй»
Данные инструменты мы адаптировали для использования в условиях детского сада.
Для каждого вида деятельности ребёнка (познавательной, игровой, творческой и т. д.) разработаны алгоритмы действий в виде ярких, красочных картинок.
Ребенок наглядно видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем, соответственно воспитанник, опираясь на алгоритм в виде картинок справляется с процессом мытья рук самостоятельно.
В спальной комнате для детей находятся алгоритмы: заправления кровати после дневного сна, складывания вещей на стульчик перед сном;
Соблюдая последовательность действий, ребёнок будет знать, в каком порядке снимать, одевать, хранить вещи в шкафчике, тем самым сокращая время сбора на прогулку.
После изучения плаката воспитатель затем только напоминает «Посмотрите, что сначала одеваем, что потом»
С первого взгляда можно увидеть маркеры бережливой технологии в пространстве группы,они помогают детям найти и убрать на место предметы
Алгоритмы – это постоянные спутники детей на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, в центрах активности.
В групповой комнате размещены алгоритмы: дежурства, ухода за комнатными растениями, подготовки к изо деятельности, экспериментальной деятельности и т. д.
Практично использовать мобильную передвижную мебель, такую как ширма. Благодаря данной ширме, ребенок, имея несложное оборудование может сам организовать театрализованное представление, сюжетно-ролевую игру (парикмахерская, больница, детский сад, спасательная служба, магазин и т. д.).
Маркером бережливой технологии в данном случае выступает цвет и система хранения.
Также привела в порядок своё рабочее место. и сделала маркировку, картотеку для хранения материалов. Это очень удобно и сохраняет много времени для подготовки деятельности с детьми
Так в жизнь нашей группы внедрена визуализация некоторых процессов, а именно - картирование, что позволяет оптимизировать процессы дежурства, организации игрового пространства и игровых действий, оптимизации предметно- пространственной среды, когда правила-подсказки, схемы, алгоритмы, используемые во всех рабочих помещениях группы, помогают детям ориентироваться, действуют как подсказки.
Алгоритмы и правила, необходимы ребенку с дошкольного возраста. Правильная и чёткая расстановка действий способствует лучшему восприятию жизнедеятельности в группе. Так же помогает лучше адаптироваться в новых и непривычных условиях.
Внедряя бережливые технологии, нам стало ясно, что визуализация для дошкольников понятна, привлекательна, и используя ее наряду с другими методами и приемами, мы получаем ценность – уменьшаем потери времени и ресурсов.