Печуева Ольга Владимировна
Применение манной крупы в психокоррекционной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
(обоснованность проблемы инновационного продукта с точки зрения педагогических исследований, соответствие проблемы современным тенденциям развития образования, самооценка потенциала внедрения продукта в практику образовательного учреждения, в процесс развития муниципальной (региональной) системы образования) С внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется личностному развитию ребенка. В связи, с чем развитие эмоционально-волевой сферы, как и речи у ребенка, является важнейшим аспектом формированием личности в целом. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, развития речи, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности, гармонизации внутреннего состояния ребенка и определяет его эмоциональное благополучие. Использование манной крупы как один из инновационных методов в работе с детьми, способствует эффективности процесса коррекции речевых нарушений и стабилизации эмоционально-волевой сферы ребенка, что является фундаментом для развития и обучения ребенка.
Публикация «Применение манной крупы в психокоррекционной деятельности» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Концепция продукта (соблюдение принципа ясности в изложении концептуальной идеи, соответствие цели и задач решаемой проблеме, наличие теоретического и методологического обоснования проблемы) Применение нестандартных, инновационных материалов в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ТНР, для коррекции и развития эмоционально-волевых процессов и речи.
Инновационность (новизна)
(инновационность идеи, содержания решения проблемы, способов (методов и технологий, диагностики результата). Применение в психолого-педагогической деятельности нестандартных материалов. Открытие новых направлений для преодоления трудностей в развитии ребенка, через влияние на его ведущую кинестетическую и визуальную модальность, посредством воздействия манной крупы на кожные рецепторы и зрительные анализаторы.
Результативность
(ориентированность продукта ИОД на конкретный практический результат,
наличие мониторинга, диагностики и анализа результатов, наличие отзывов, рецензий об успешной реализации продукта) • Стабилизация и гармонизация внутреннего психоэмоционального состояния ребенка.
• Использование данного метода в психокоррекционной работе способствует развитию коммуникативных и творческих способностей детей;
• Снимает психоэмоциональное напряжение, развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• Развивает познавательные способности и мотивацию к обучению;
• Личностное развитие ребенка и его индивидуальных особенностей, формирование самосознания и адекватной самооценки;
• Облегчает социальную адаптацию ребенка;
Мастер-класс
«Манная крупа не только каша»
Автор инновационного продукта
педагог-психолог : Печуева О. В.
г. Сланцы
2020год.
Адресация мастер-класса:
-Воспитанники ДОУ;
-Педагоги ДОУ;
-Родители воспитанников ДОУ;
Участники мастер-класса:
-дети дошкольного возраста;
-педагоги, родители;
Возраст учащихся / воспитанников:
- дети 4-7лет;
Типовые особенности мастер класса:
По характеру – творческий, психокоррекционный;
По количеству участников - универсальный (индивидуально, парами, группой).
По продолжительности - краткосрочный;
По содержанию - ребенок и его семья;
По характеру координации - со скрытой координацией;
По уровню контактов - на уровне образовательного учреждения;
По типу - психокоррекционный;
Цель мастер-класса:
Рассмотрение способов применения манной крупы в психолого-педагогической деятельности с детьми, в контексте развивающих и здоровье сберегающих технологий.
Задачи:
- Передача свой опыт использования манной крупы в психолого-педагогической работе как не традиционный, практический метод обучения и развития ребенка;
-Мотивировать педагогов на применение нетрадиционных методов в своей работе;
- Ощутить, эффект воздействия манной крупы на свое психоэмоциональное состояние в процессе работы;
Ресурсы мастер-класса:
Стол для работы, крашенная манная крупа, клей ПВА, кисть, Шаблон рисунка, бумажная тарелка, бумажный стакан, вареное яйцо, вазочка глиняная.
Ограничения:
У детей не должно быть аллергии на пыль, кожных заболеваний и порезов ран и ссадин на руках.
Предполагаемые продукты:
-Методическая разработка;
-Мастер-класс;
-Готовые работы;
Приложение 1. Методическая разработка мастер-класса «Манная крупа не только каша»
Приложение 2. Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ.
Приложение 3. Конспект родительского собрания «Игры с детьми на кухне».
Приложение 4. Конспект консультации для родителей на онлайн сервисе.
Приложение 5. Трансляция педагогического опыта по теме (дипломы, сертификаты).
Приложение 6. Творческие работы детей.
Предварительная подготовка:
Для проведения мастер класса нужно предварительно подготовить декоративный материал (манную крупу, ее нужно прокрасить. Для окрашивания используем цветные мелки, которые нужно измельчить (в блендере) и перетереть с манкой, затем просеять через сито.
Теоретическая часть:
Ни для кого не секрет, что за последние годы значительно увеличилось количество детей с ОВЗ в частности с низким уровнем речевого развития. Характерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, слабая саморегуляция, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. Для таких детей, важно сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент умственного развития. Научно доказано что, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук является важным фактором развития ВПФ. При движениях пальцами у детей усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть совместная активность моторных и сенсорных речевых зон. Следовательно, речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Таким образом, чем больше движется рука, тем быстрее развивается мозг ребёнка. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и сенсомоторики в целом, у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. Формируются новые способности и самостоятельность самовыражения, создание ситуации успеха, стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
Размышляя над поиском методов наиболее эффективной помощи детям с овз, я обратила свое внимание на манную крупу. Впервые рассмотрев ее не как продукт для повседневного использования в кулинарии, а субстанция, имеющая такие свойства как сыпучесть, шероховатость, способность заполнять пространство, перемещаться, принимать разную форму и цвет. Манная крупа, как сенсорный материал, видится мне наиболее привлекательной, так как имеет более мягкую и приятную структуру, чем песок, спектр ее применения разнообразен. Манной крупой можно разукрашивать, рисовать, играть, дуть на нее и самое важное что, будучи пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, способными по неосторожности взять крупу в рот. А также с агрессивными или расторможенными детьми, у которых нередко возникает желание кинуть ее в партнеров. Кроме того, она общедоступна в любое время года и является относительно дешевым продуктом и немаловажно то, что с легкостью использовать этот сенсорный материал могут родители.
Каков же эффект воздействия манной крупы на ребенка?
1. Играя с манной крупой в емкости, либо когда ребенок рисует ею на подносе, предполагается работа одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга так как нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи. Давая приятные кинестетические ощущения, побуждает к созданию нетипичных спонтанных образов-символов, что позволяет детям, имеющим проблемы с речью развиваться и выражать себя и свои эмоции.
2. Отличным сенсорным стимулятором, положительно воздействует на беспокойных, тревожных, замкнутых и неуверенных в себе детей. Они становятся более расслабленными, раскованными. Гиперактивным и раздражительным детям помогает сконцентрироваться, расслабляя их.
Создание цветных картин интересно и необычно для детей, оно приносит массу положительных эмоций. Поэтому мною был разработан мастер-класс «Манная крупа-не только каша!».
Ход проведения:
Уважаемые гости! сегодня я хочу вас пригласить в мир творчества и фантазий, где мы сможем увидеть всем нам известную манную крупу в не привычном для нас применении. Это Яркий, красивый и, что важно, совершенно не токсичный материал для детских поделок. Крашеная крупа станет отличной основной для создания необычных картин или заполнения каких-то деталей. В процессе работы педагог уточняет: знают ли дети что за цветной песочек они используют? Как правило, не все дети понимают что это манная крупа, и узнав об этом приходят в восторг. Цветной песок из манки – это оригинально, красиво и очень здорово!
Приглашаю за стол детей.
Еще совсем недавно было теплое лето, нас грело теплое солнышко, вокруг пели птички, а природа радовала нас цветными красками. Давайте не надолго вернемся в это замечательное время. Я вам зачитаю стихи и покажу картинку которые мы будем разукрашивать (декорировать) манной крупой :
Педагог, показывая картинку, зачитывает стихотворения
Картинка 1. Бабочка
Вы не видели, летающий цветочек?
И не птичка, и не лепесточек.
Это бабочка, красавица земная
Будто красками раскрашена, цветная.
Словно в сказке, полетел цветок живой.
Это бабочка порхает над травой.
Картинка 2. Цветок
Есть на Белом Свете
Сказочный Росток:
Цветик-Семицветик,
Радужный Цветок.
И обласкан Солнцем
Всяк его листок,
Радугой расцвечен
Каждый лепесток.
Картинка 3. Божья коровка на цветах.
Божью Коровку можно поймать,
Черные точки пересчитать.
Раз, два, три. Не успела!
Божья коровка моя улетела!
Картинка 4 Радуга
Разноцветная дуга
Над землёй повисла,
Словно кто-то обронил
С неба коромысло
Кроме раскрасок, у нас есть еще предметы, которые тоже можно сделать ярче и интереснее при помощи манки. Чтобы узнать, что это за предметы, предлагаю отгадать загадки:
1. Ваза
На столе стоит она
Полевых цветов полна.
Я добавлю маков цвет-
Запылает весь букет.
Догадаться можно сразу -
На столе мы видим
.
2. Тарелка
Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
3. Стакан (бумажный)
Для питья он предназначен.
Хрупок, из стекла, прозрачен.
Можно сок в него налить,
Молоко и чай попить.
Воду можно из-под крана.
Нет нужней чего?.
Только у нас стаканчик не стеклянный, а бумажный.
4. Яйцо.
Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь - в птицу
Может превратиться.
А сейчас, я предлагаю каждому, выбрать предмет или картинку, которую вы хотите украсить нашим «Волшебным песочком» т. е. манной крупой.
Приступаем к работе!
На одну из деталей картинки наносим клей.
Выбираем цвет манки (которым будем декорировать) и посыпаем ее на клей двумя-тремя пальчиками либо, щепоткой. После того как весь элемент посыпан, переворачиваем листок и лишнюю крупу ссыпаем в банку.
.
После завершения работы: Давайте полюбуемся, какие красивые работы у нас получились!
Назовите, какие цвета мы использовали для декорирования?
Какие чувства вы испытывали, когда делали эту работу?
Что вам больше всего понравилось в процессе работы?
Что чувствовали ваши пальчики, когда вы брали крупу?
Понравилось ли вам рисовать манной крупой?