Анна Новокшонова
Применение инновационного метода «Дети волонтёры» как ситуация успеха и эффективная социализация
▼ Скачать + Заказать документы
Применение инновационного метода как ситуация успеха и эффективная социализация
Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки, сегодня вашему вниманию предлагается применение инновационного метода «Дети волонтёры» как ситуация успеха и эффективная социализация.
Публикация «Применение инновационного метода „Дети волонтёры“ как ситуация успеха и эффективная социализация» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Поэтому меня, как педагога, заинтересовало волонтерское движение, как одна из активных форм общения среди детей. Среди подростков движение широко распространено, а в дошкольном возрасте начинает зарождаться. Как наример школа нашего села это очень активно распространяет-очень часто они бывают в нашем детском саду с различными акциями
Слово «Волонтер», иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А в нашем детском саду, стала использовать его в текущем году, но традиция «помогать» в ДОУ существует уже давно.
Волонтёрство, как технология эффективной социализации - компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу.
«Волонтерское движение в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Как я говорила ранее, что традиция «помогать» в ДОУ существует уже давно могу отметить что, волонтерское движение в нашем саду это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь младшим дошкольникам;
• просветительские беседы;
• экологические акции, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, и многие тенденции негативно отражаются на их социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например : дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Доброго часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие в условиях ДОУ. Это привело к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как «волонтерское движение». Целью которого является развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
• Расширить представления о волонтерском движении у детей подготовительной к школе группы;
• Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
• Учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
• Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;
• Развивать навыки общения детей;
• Вовлечь родителей (законных представителей) в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
В данной работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, наметились 4этапа:
Работа на1этапе (организационный) предполагалось знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение». Задачей первого этапа является мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды. С воспитанниками проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение
Просмотрели мультипликационные фильмы по знакомым произведениям: В. Катаев «Цветик – семицветик»; К. Чуковский «Айболит»; произведения В. Сутеева.
Ознакомление с художественными произведениями русской и зарубежной классики:
- В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила»,
«Волшебное слово»;
- Э. Успенский :«Крокодил Гена и его друзья»;
- Сказки: «Два жадных медвежонка»,«Искорки добра»;
- В. А. Сухомлинский– «Скупой»;
- Е. Кошевая–«Мой сын»;
- С. Маршак–«Ежели вы вежливы»;
- Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»,
На 2 этапе- детям вместе с родителями (законными представителями) предлагалось разработать эмблему, девиз.
3 Этап
В рамках волонтерского движения предлагается 1-2 раза в неделю детям подготовительной к школе группы приходить к малышам, чтобы сделать доброе дело ( играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, участие в праздниках и развлечения, помощь при сборе на прогулку, дойти до участка, раздеться и т. д.)
Работа с родителями
Волонтёрство – это и активная форма включения родителей в жизнь ДОУ. На начальном этапе с родителями были предлагается:
- беседы «Воспитание уважения к старшим», «Роль семьи в нравственном воспитании детей» идр. ;
- консультации «Растите детей заботливыми», «Труд – серьезная форма воспитания», «Воспитание ответственности у дошкольников» и др.
ожидаемые результаты
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
- При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
- Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду