Анна Любивая
«Сотрудничество с семьей». Приложение к программе ( №8;10;13)
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение № 8.
Родительский клуб
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Публикация «„Сотрудничество с семьей“, Приложение к программе ( №8;10;13)» размещена в разделах
В ДОУ отдали предпочтение такой форме работы, как Клуб заботливых родителей (далее – Клуб «Радуга»). Специфика дошкольного учреждения заключается в том, что детский сад небольшой, всего четыре группы, поэтому есть возможность организовывать общение на разных уровнях практически с каждым родителем. Клуб позволяет сделать это общение более целенаправленным, а, следовательно, и более эффективным.
Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Целью Клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Задачи:
-выявить социально-педагогические проблемы современной семьи;
- повышение педагогической культуры родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы;
- расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи.
- активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделяется изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.
Для этого используются следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, проектные методики, изучение продуктов детской деятельности.
Прежде всего сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе, плана работы, журнала протоколов заседаний Клуба.
В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Клуб имеет свою эмблему и девиз – "Где нет воодушевления, там нет и воспитания".
В рамках Клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи "Гость клуба", "Круглый стол". Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми.
Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках Клуба прошли заседания: «Семь "Я"», посвященное семейным традициям, "Моя семья – минута славы", представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности. Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, "Здоровей-ка в гостях у детей", "Семейные старты". Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.
Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи. Всем участникам заседания предлагается ответить на вопросы: какое открытие они для себя сделали в ходе занятия, какие чувства вызвало то или иное упражнение? Родителей просят продолжить фразу: "Я узнала о своем ребенке, что…" либо "Выражение своих чувств вслух – это…" и т. д.
Активное участие в работе Клуба принимают педагоги и специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра. Обеспечивается тесное сотрудничество с общественными организациями района – центром природного оздоровления, детской поликлиникой, уполномоченной службой по опеке и попечительству и др.
В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации.
Ежемесячно выпускается газета "Семейные новости", информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках Клуба. Наибольшей популярностью пользуется страничка "Шпаргалка для родителей", которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираются по запросу родителей: "Роль отца в воспитании ребенка", "Если в семье появился еще один ребенок", "Родителям о гиперактивных детях", "Агрессивность дошкольников" и др.
Информация о работе Клуба, основные его задачи, содержание и принципы деятельности представлены на специально оформленном стенде Клуба заботливых родителей.
Подготовлен также рекламный буклет, который знакомит с работой Клуба, иллюстрирует формы заседаний и отражает их результативность. Он распространяется среди родителей детей, недавно поступивших в ДОУ.
Для повышения активности семей воспитанников и более целенаправленного взаимодействия используются красочно оформленные пригласительные. В качестве морального стимулирования отличившимся родителям направляются благодарственные письма с логотипом детского сада.
Итоги работы Клуба заслушиваются на итоговом педагогическом совете ДОУ.
Результаты педагогической диагностики родительского контингента ДОУ на конец учебного года показывают следующие изменения:
повышается педагогическая культура родителей;
расширяется и восстанавливается воспитательный потенциал семьи;
родители активно включаются в процесс социального воспитания;
устанавливаются партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями;
семья становится активной социальной системой.
В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Положение о Клубе заботливых родителей «Радуга»
1. Общие положения
1.1. Отношения между МБДОУ и Клубом заботливых родителей (далее – Клуб) регламентируются родительским договором и Положением о Клубе заботливых родителей, которым определяются права и обязанности сторон.
1.2. Правовой основой деятельности Клуба являются:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва;
• Устав МБДОУ «Ойский детский сад»;
• Договор с родителями.
1.3. В состав Клуба входят участники оздоровительного и образовательного процессов, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии дошкольного учреждения.
1.4. Руководство работой Клуба осуществляет старший воспитатель ДОУ.
2. Организация работы Клуба:
2.1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ.
2.2. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.
2.3. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в месяц и по мере необходимости.
2.4. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
2.5. Руководитель Клуба:
составляет план работы Клуба;
оформляет материалы заседаний (срок хранения три года);
организует деятельность Клуба;
информирует членов Клуба о предстоящих мероприятиях.
2.6. Срок деятельности Клуба не ограничен.
3. Права и обязанности сторон:
3.1. Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.
3.2. ДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба.
3.3. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.
Законы Клуба:
Здесь принимают активное участие искренние и надежные люди – заботливые родители.
Ради любви ребенка к родителям учимся любить его и постоянно работать над собой.
Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.
Главная оценка в жизни человека – это самооценка.
Учимся слушать и слышать друг друга в Клубе, дома, на улице.
Приумножаем любовь в мире: учим любить себя, детей, ценить семью.
Дорожим Клубом: работая на себя, повышаем авторитет Клуба.
Приложение № 10
Материально-техническое обеспечение программы.
Двухэтажное здание детского сада располагает просторными и светлыми игровыми комнатами. В 2007 году значительно улучшилось материально- техническое обеспечение учреждения. Были приобретены музыкальный центр с караоке, два телевизора, два DVD, компьютер, ноутбук, видеокамера, цифровой фотоаппарат, синтезаторы, детская игровая мебель, игрушки, конструкторы различной направленности и материалов изготовления, спортивное оборудование, методическая печатная продукция обучающего и развивающего характера. Оформление групп соответствует образовательной программе, интересам и возрасту детей, запросам родителей. Предметно — развивающая среда каждой группы богата по содержанию, отличается новизной, необычностью. В каждой группе оформлены развивающие мини среды в соответствии с возрастными потребностями детей, что способствует формированию личностных качеств, развивает творческие познавательные способности:
Первая младшая группа:
«Одёжкин домик», «Лесная опушка», «Петрушкин театр», «Умелые ручки», «Чистюлькин», «Весёлый зонтик» - вводит ребёнка в мир знакомых и малознакомых предметов, звуков, явлений; обуславливает развитие двигательной активности малыша, содействует оздоровлению.
Вторая младшая группа:
«Зоопарк», «Бабушкин дворик», «Автопарк», «Театр», Доктор Айболит» - помогает ребенку осваивать окружающий мир, стимулирует активность, приобщает к культуре здоровья.
Средняя группа:
«Бюро погоды», «Уютный диванчик», «Звенящие занавеси», «Спортивный островок», «Театр Буратино», «Кладовая Лесовичка» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует речевую, познавательную и двигательную активность, приобщает к культуре здоровья, способствует саморазвитию и самореализации.
Разновозрастная группа:
«Островок размышлений», «Уголок доверительного общения», «Полочка красоты», «Тропа здоровья», «Волшебная игольница», «Кактусарий», «Театр сказок», «Рисовальная стена», «Площадка Светофорика» - позволяет ребёнку осознать себя, формирует социальный опыт, помогает осваивать способы сохранения своего здоровья, стимулирует исследовательскую деятельность.
Уголки легко трансформируются, легко могут измениться по желанию детей.
В детском саду детям спокойно и комфортно.
Приложение № 13
Развивающая предметно-пространственная среда.
Среда – важный фактор воспитания и развития ребёнка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Макросреда – это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний парк и сквер).
Оборудование дошкольного учреждения «Ойский детский сад» безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для дошкольного возраста развивающий эффект.
В нашем детском саду 4 группы, музыкальный зал, физкультурный зал, мини-музей «Русская горница», зона ОБЖ, экологическая комната, историческая зона «К 70-летию Великой Победы». Имеются современные развивающие пособия и игрушки.
Особое внимание мы уделяем пространству, организованному при помощи предметов. Они по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, обстоятельство, как место или центр действия.
Предметная структура моделируется нашими воспитателями на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития.
Среда в разновозрастной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Эта среда изменчива, динамична. Характерным для модели этой группы является и «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально- рефлексивной в культурно-коммуникативную.
Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства – принцип эмоциогенности.
Принцип стабильности и динамичности даё т возможность использовать в пространстве переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, ландшафтный макет, библиотека и книжная выставка.
Принцип открытости – закрытости мы реализуем в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я».
Так, предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.
Растения позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать пение птиц, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, то в старшем дошкольном возрасте происходит его усложнение. В уголках детского экспериментирования дошкольники играют с песком, водой, они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. Знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.) также происходит в центре экспериментирования.
Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера каждой группы. В раздевальных комнатах организована выставка детского творчества. Воспитатели с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, "драгоценные" для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.
Принцип активности располагает использовать активный фон в горизонтальных (воздушный змей на потолке для гимнастики глаз, классы на полу) и вертикальных плоскостях (познавательная стена и т. д.)
Принцип учёта половых и возрастных особенностей наблюдается в обеспечении полной изоляции мальчиков и девочек в туалетной комнате, обеспечению равноценными по значению игрушками.
При организации предметно-пространственной среды в детском
саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Педагоги нашего детского
сада в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для групп.
Считаем, что целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ре-бенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.