МААМ-картинки

Приемы ознакомления детей с формой геометрических фигур

Елена Холод
Приемы ознакомления детей с формой геометрических фигур

Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять разными путями.

Во-первых, с позиции сенсорного развития, которая заключается в том, что дети учатся обследовать геометрические фигуры, предметы с помощью различных анализаторов (зрительного, двигательного, осязательного, при этом развиваются восприятие, наблюдательность, глазомер.

Публикация «Приемы ознакомления детей с формой геометрических фигур» размещена в разделах

Во-вторых, с позиции геометрии, когда дети познают особенности, свойства фигур, знакомятся с понятием «угол», «вершина», «сторона», учатся их показывать, сравнивать, строить, находить внешнюю и внутреннюю области, определять взаимное расположение, область пересечения, и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах.

Третий подход заключается в использовании теории Ф. Фребеля, который рекомендовал знакомить детей с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость, т. е. через познание объемных форм идти к познанию плоскостных : шар – круг; куб – квадрат; конус – круг, треугольник; параллелепипед – прямоугольник, квадрат и т. д.

Младшая группа.

Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название.

На знаниях детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры – круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. На первом занятии первостепенная роль отводится  обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами : прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера. В заключении проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т. п.).

На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры :

а) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только на форме фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера;

б) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т. п. ; в вариантах упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера;

в) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик» и др.

Средняя группа.

У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах. Чтобы уточнить представления детей о том, что геометрические фигуры бывают разного размера, им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геометрические фигуры. К каждой из них подбирают аналогичную фигуру, как большего, так и меньшего размера. Сравнив величину фигур (визуально или приемом наложения, дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру. В следующем упражнении дети раскладывают по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке.

Затем можно предложить детям рассмотреть фигуры, лежащие в индивидуальных конвертах, разложить одинаковой формы рядами и предложить рассказать, у кого каких сколько.

На следующем занятии дети получают уже неодинаковые наборы фигур. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и сколько их. При этом целесообразно упражнять детей и в сравнении количества фигур : «Каких фигур у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квадратов и треугольников?» и т. п. В зависимости от того, как скомплектованы геометрические фигуры в индивидуальных конвертах, между их количеством может быть установлено равенство или неравенство. Выполняя это задание, ребенок сравнивает количество фигур, устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие. Приемы при этом могут быть разными: фигуры в каждой группе располагаются рядами, точно одна под другой, или располагаются парами, или накладываются друг на друга. Так или иначе, устанавливается соответствие между элементами фигур двух групп и на этой основе определяется их равенство или неравенство. Подобным же образом организуются упражнения на группировку и сравнение фигур по цвету, а затем по цвету и размеру одновременно. Таким образом, постоянно меняя наглядный материал, получаем возможность упражнять детей в выделении существенных и несущественных для данного объекта признаков. Аналогичные занятия  можно повторить по мере того, как дети будут узнавать новые фигуры.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кругом. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:

1) взаимное наложение или приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

2) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, пропорции отдельных частей, наличие углов, их количество, цвет, размер фигуры и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;

3) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, лежать и катиться, а шар «всегда катиться». Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур;

4) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения размера («Подбери по форме», «Разложи по порядку» и др.);

5) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умения детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Домино форм», «Магазин» и др.).

Старшая группа.

Детям даются известные им фигуры и предлагается руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти фигуры отличаются друг от друга и что в них одинаковое. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы и вершины, стороны фигуры. Вершина-это та точка, в которой соединяются стороны фигуры. Стороны и вершины образуют границу фигуры, а граница вместе с ее внутренней областью – саму фигуру. На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу – стороны, вершины и углы как часть области фигуры.

Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим – обвести ее границу, стороны. Дети не только показывают отдельные элементы, но и считают углы, вершины, стороны у разных фигур. Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга – окружность. В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов. Обследуя треугольник, приходят к выводу, что у него три вершины, три угла, три стороны. Очень часто сами говорят, почему эта фигура в отличие от прямоугольника и квадрата называется треугольником. Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров.

В подобных занятиях важно ставить самих детей в положение ищущих ответа, а не ограничиваться сообщением готовых ответов. Необходимо приучать ребят делать свои заключения, уточнять и обобщать их ответы. Задача воспитателя – педагогически правильно показывать пути и приемы нахождения ответа (не спешить давать готовые знания).

Программой воспитания и обучения в детском саду предусматривает познакомить старших дошкольников с четырехугольниками. Для этого детям показывают множество фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе. Предложения детей «четырехсторонние», «четырехугольные» нужно одобрить и уточнить, что эти фигуры называются четырехугольниками. Такой путь знакомства детей с четырехугольниками способствует формированию обобщения. Дети подводятся к выводу, что одно понятие включается в другое, более общее. Такой путь усвоения наиболее целесообразен для умственного развития. В дальнейшем закрепление представлений о четырехугольниках может идти путем организации упражнений по классификации фигур разного размера и цвета и др.

Можно использовать следующие варианты упражнений на группировку:

- отобрать все красные четырехугольники, назвать фигуры данной группы;

- отобрать четырехугольники с равными сторонами, назвать их;

- отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет.

Полезно применять и такой прием : детям раздаются карточки с контурным изображением фигур разного размера, и формулируется задание подобрать соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурное изображение. Равными фигурами будут те, у которых все точки совпадут по контуру.

Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира. Хорошо усвоив, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов. Таким образом, удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко выраженной основной формой без каких-либо деталей (блюдце, обруч, платок, лист бумаги и др.). На последующих занятиях могут быть использованы картинки, изображающие предметы определенной формы. Занятия следует проводить в форме дидактических игр или игровых упражнений. В этих упражнениях можно подвести детей к логической операции – классификации предметов. На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик и др.). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предметы из частей. Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне занятия.

Следующая задача – научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур (из двух треугольников сложить квадрат и т. д.). Эти задания целесообразно связывать с упражнениями по делению фигур на части (очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур). Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

Подготовительная к школе группа.

Одна из задач – познакомить детей с многоугольником, его признаками: вершины, стороны, углы. Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению : все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников. Детям показывают модель круга и новую фигуру – пятиугольник. Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу, этому мешают углы. Считается количество сторон, углов, вершин и устанавливается, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. Упражнения детей с геометрическими фигурами состоят в опознавании их по цвету, размерам в разном положении.

Также следует продолжать учить детей преобразованию фигур. Приемы этой работы многообразны. Детям предлагается сложить квадрат пополам двумя способами: совмещая противолежащие стороны или углы – и сказать, какие фигуры получились после сгибания (два прямоугольника или треугольника).

Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части, и сколько теперь всего фигур. Особый интерес для детей представляют занимательные упражнения на преобразование фигур.

Итак, аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы, развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Связь количественных  представлений с представлениями геометрических фигур создает основу для общематематического развития детей.

Публикации по теме:

Аппликация из геометрических фигур «Котик» для детей старшей группыАппликация из геометрических фигур «Котик» для детей старшей группы Цель: выполнение плоскостной аппликации из геометрических фигур. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление и творческое.

Каталок построек из геометрических фигур для детей дошкольного возрастаКаталок построек из геометрических фигур для детей дошкольного возраста Играя с детьми, употребляя названия геометрических фигур, не нужно стремиться, чтобы дети их запомнили, нужно стремиться развивать восприятие.

Комплекс игр для детей средней группы «В гостях у геометрических фигур» к Дню геометрических фигур на МAAMКомплекс игр для детей средней группы «В гостях у геометрических фигур» к Дню геометрических фигур на МAAM Изучение геометрических фигур – важный этап в развитии детей дошкольного возраста. Игры с геометрическими фигурами, их изучение развивает.

Конспект ООД по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» для детей 3–4 лет Цель: создавать условия для реализации образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП, ориентированному на формирование.

Мастер-класс по аппликации «Домик из геометрических фигур» для детей 4–7 летМастер-класс по аппликации «Домик из геометрических фигур» для детей 4–7 лет Тема: «Домик» из геометрических фигур. Мастер – класс для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Аппликация – это моделирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приемы ознакомления детей с формой геометрических фигур
Опубликовано: 9 июля 2024 в 11:04
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы ознакомления детей с формой геометрических фигур» (включая файлы) размещена пользователем Елена Холод в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД