Наталья Горшкова
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Словарный запас – это набор слов, которым владеет человек
Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка
Развитие словаря – понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения
Количественные изменения в словаре ребенка
В 1 год – 10-12 слов
К концу второго года 300-400 слов
Публикация «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В 3 года – 1500 слов
К 4 годам – 1900 слов
В 5 лет – до 2000 слов
В 6-7 лет – до 3500 слов
• Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных
• Третью часть всех слов составляют глаголы
Задачи детского сада по формированию словаря детей
1. Обогащение словаря новыми словами (происходит за счет общеупотребительной лексики – названия предметов, признаков, качеств, действий, процессов)
2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)
Словарь (активный и пассивный). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.
3. Активизация словаря
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (воспитатель добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи)
Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса
1. Подбор определений и эпитетов
Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, лохматые, умные, охотничьи). Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это (береза)
2. Подбор действий к предмету
Ветер что делает? (воет, пыль поднимает, дует, листья срывает, парус надувает). Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это (солнце)
Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья)
3. Подбор обстоятельств
Учиться можно как? (хорошо, лениво, прилежно)
4. Подбор синонимов и антонимов
5. Дидактические, сюжетно - ролевые игры
«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
Дидактические задачи:
-учить детей узнавать предметы по характерным признакам;
-активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
Игровые правила: достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. ( Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)
Игровые действия: ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.
Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.
«Подбери посуду для куклы»
Дидактические задачи:
-закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению;
-активизировать словарь (названия предметов посуды).
Игровое правило: отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.
Требования к проведению экскурсий и осмотров
1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.
3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:
1. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей
2. Овладение словарем является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня речевого развития
3. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления
4. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению