Жанна Храмова
Причины заниженной самооценки у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Причины заниженной самооценки.
Для формирования личности важную роль играет самооценка. Если самооценка является объективной, и с детства человек оценивает свои возможности и место в социуме, это является основным шагом на пути к успешной жизни. Дети изначально обладают безупречным чувством восприятия себя, ксожалению со временем оно подвергается всевозможным изменениям в силу влияния окружающих людей и родителей.
Публикация «Причины заниженной самооценки у детей» размещена в разделах
Заниженная самооценка у подростков и детей негативно отражается на их адаптации в социуме и становится причиной непонимания в коллективе и семье. Постоянно ребенок ощущает неуверенность в себе, и это способствует формированию комплекса неполноценности.
Признаки неуверенности в себе.
Под воздействием внутренних и внешних факторов формируется самооценка, включающие в себя личные достижения, вес, внешность, оценку окружающих людей, социальный статус родителей. Имеется ряд признаков, именно по ним можно выявить заниженную самооценку в зависимости от поведения и индивидуальных особенностей человека:
- Если ребенок постоянно старается садится с краю, скрещивает ноги, тем самым намеренно закрывается от окружающих.
- Зачастую подростки и дети, неуверенные в себе, являются интровертами, то есть они направляют свои эмоции внутрь себя.
- В общении с людьми присутствует агрессия, так как при неверии в свои силы порождается недоверие к окружающим.
- Любая болезненная реакция на проявление критики, это выражается в излишней плаксивости.
- У подростков в их возрасте заниженная самооценка выражается в чрезмерной самоуверенности, это обусловлено желанием выделиться своей оригинальностью из всей толпы.
- Навязчивое желание быть первым. Уверенные в себе люди, подростки, дети не нуждаются в необходимости доказывать свою индивидуальность, превосходство или что то еще.
- Ребенку все равно как он выглядит, неопрятный вид.
- Наличие привычки постоянно извиняться без явной на то причины, тихая невнятная речь.
- Повышенная самокритичность к своим поступкам, постоянное самобичевание.
- Путем унижения других людей неуверенные в себе люди стараются повысит себя и свою самооценку, хулиганское поведение.
Дети с заниженной самооценкой постоянно сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На всем этом фоне, они запрещают себе радоваться улыбаться, так как убеждены что, они не достойны счастья в силу своей неполноценности. В этих случаях дети ощущают себя одинокими, и не принимают ни какого участия в общих играх, или каких либо других видах деятельности совместно со сверстниками. Поэтому при возникновении конфликтов они не находят поддержки в коллективе.
Основные причины.
Специалисты предполагают, что появление у детей заниженной самооценки зависят от воспитания окружения и наследственности.
В возрасте 7 лет под влиянием родителей и учителей происходит формирование самооценки, поэтому чем больше дети будут ощущать внимания, заботы и любви в семье, тем увереннее они будут себя чувствовать в коллективе. Но начиная примерно с 12 лет, самооценка начинает свое формирование в зависимости от общения и отношений с одноклассниками.
Каждый из нас индивидуален, но иногда в силу своей наследственности он или она ощущает себя неполноценным: инвалидность, врожденное заболевание, умственные способности, тип темперамента. Все это формирование несостоятельности на фоне сверстников. Редко причиной низкой самооценки может стать лишний вес или предрасположенность к полноте, и это откладывает достаточно сильный негативный отпечаток на сознании и порождает у детей ощущение неполноценности.
Издержки воспитания, способствующие заниженной самооценки, могут выражаться в чрезмерной опеке родителей, так и в отсутствии семейных доверительных отношений, в этом случае дети закрываются и считают себя причиной нелюбви со стороны взрослых.
Нередко родители берутся сравнивать своего ребенка с другими детьми, делают акценты на то что его успеваемость не так хороша, как у его одноклассников и т. д. Именно в этот момент у ребенка начинает зарождаться неуверенность в собственных силах. Как правило, женщины и мужчины, воспитанные подобным образом, не могут привить своим детям уверенность в себе, т. к. сами не знают не понимают, что это такое.
Социальные контакты детей вне семьи с педагогами и сверстниками, знакомыми тоже способны сформировать низкую самооценку. Унижение издевательства от одноклассников, запугивание со стороны педагогов приводят к появлению депрессии и становятся причиной неуверенности в себе. Особую и важную роль играет мнение учителя для детей младшего и среднего возраста, когда воспитанники воспринимают его слова как прописную истину.
Чаще всего подвержены заниженной самооценке подростки и дети, которые лишены родительской опеки в силу сложившихся обстоятельств. С раннего детства они не воспринимают себя как полноценную личность, и считают несовершенными, рассматривая свое существование как помеху для социума на фоне ощущения беззащитности и отсутствия поддержки близких людей.
Способы повышения самооценки.
Заниженная самооценка является серьезным препятствием на пути достижения поставленных целей и дальнейшего развития личности. Опасность заключается в том, что неуверенные в себе дети часто испытывают чувство страха, вины и собственной неполноценности, тем самым отстраняясь от окружающих. В итоге уже став взрослым человек ощущает свою телесную и эмоциональную зажатость и стесняется выражать свое мнение другим.
Окружающие неосознанно воспринимают людей по их самооценке. Соответственно, чем она ниже – тем отношение хуже.
Обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне придуманных комплексов и недостатков. Если во время не объяснить сыну или дочери и не пресечь, как правильно оценить свои возможности и данные, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь. В этот период родители должны быть особенно внимательными, чтобы как можно быстро распознать проблему и помочь ребенку избавиться от внутренних комплексов.
Психологи рекомендуют соблюдать следующие правила при общении с детьми, чтобы поднять их самооценку :
* Исключить необоснованную критику при общении. Для указания на ошибку ребенка, критика должна направляться именно на его поступки.
* Признание личности ребенка. Нужно предоставлять ребенку возможность самостоятельно принимать решения, иметь личные интересы, и озвучивать свое мнение.
* Регулярная похвала. Дети нуждаются в одобрении своих достижений, поэтому их нужно хвалить как можно чаще – это укрепит ощущение своей значимости в семье и придаст им веры в собственные силы. В случае если это ребенок школьного возраста и у него что –то не получается, не стоит его за это ругать, предложите ему свою помощь и попытайтесь развить его таланты в другой сфере.
* Помощь в самореализации. Иногда в школе у детей нет сил самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива. Родители должны своему чаду предложить посещать какую – либо спортивную секцию или кружок, для того чтобы он или она могли познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. Но занятие себе подросток должен выбрать самостоятельно.
* Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с заниженной самооценкой физически не умеют отказывать другим, так как ощутить свою значимость. Но иногда их могут просто использовать в корыстных целях, и это не имеет ни чего общего с уважением. Необходимо просто научить ребенка говорить «нет» в в таких ситуациях и помочь распознавать недоброжелателей, обсудив конкретные случаи.
* Проявлять уважение и оказывать поддержку.
Если проблема самооценки сохраняется у подростка и детей на протяжении длительного времени, избавиться от неуверенности поможет избавиться только специалист. Отсутствие современной корректировки поведения может стать причиной которая только будет усугублять комплекс неполноценности и перерастая в невроз или депрессию.