Олеся Загреба
Причины и мотивы девиаций в поведении детей и подростков
▼ Скачать
Причины и мотивы девиаций в поведении детей и подростков.
Поведение является совокупностью конкретных, в данный момент протекающих деятельностей. Оно может быть названо адаптивным, если посредством его получен целесообразный, полезный результат. Достижение такого результата становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется.
Публикация «Причины и мотивы девиаций в поведении детей и подростков» размещена в разделах
Девиантное поведение детей и подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.
«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.
Причины девиантного поведения подростков.
Первый опыт взаимодействия с миром дети получают в условиях семьи. Для малышей нет ничего важнее родного дома и прочного эмоционального контакта с близкими. Если ребёнок лишен полноценного окружения с ранних лет, скорее всего, это плохо скажется на его поведении в подростковом возрасте. Из числа основных причин зарождения негативных поведенческих тенденций можно выделить следующие:
Неполные семьи.
В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования
патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения,
недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с
противоположным полом.
Гиперопека.
Растущий под гнетом неусыпного родительского контроля ребёнок чувствует стабильную
неуверенность в своих силах и испытывает существенный психологический дискомфорт,
который по мере взросления усиливается. В итоге нередко получается так, что бунтующий
подросток вырывается из-под удушающей заботы родных и круто изменяет свое поведение в
плохую сторону.
Конфликтные, асоциальные семьи.
Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно
отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций,
паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
Социальное неравенство.
Ребёнок, регулярно взаимодействующий с детьми из более обеспеченных семей, может чувствовать себя несчастным и ущемленным. Отсутствие денег порождает комплексы, гнев, зависть, чувство горечи из-за невозможности проявить свои таланты и реализовать мечты. Это в свою очередь не лучшим образом влияет на мироощущение и поведение.
Формальное воспитание.
Родители общаются с чадом сухо, не выражают нежность по отношению к нему, не стремятся к поддержанию доверительного общения. Воспитание ребёнка выглядит как выполнение родительской обязанности, не более того. По факту это скрытая безнадзорность, а не полноценное воспитание.
Потворство девиантному поведению.
Родители никак не реагируют на отклоняющееся поведение малыша, тем самым способствуя укоренению дурных привычек и негативных поведенческих установок.
Учебно-воспитательные ошибки.
Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится
основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.
Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:
Отягощенная наследственность.
Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
Патологии центральной нервной системы.
Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
Особенности пубертатного периода.
Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.
Таким образом, социальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.
Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения : социальных, нравственных ориентаций и представлений.
Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом.
В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.
С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.