Наталия Гриценко
Консультация для педагогов ДОУ «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми дошкольного возраста.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело, я планирую в своей воспитательно-образовательной деятельности такой элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья, как релаксация.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Релаксация включает в себя следующие компоненты:
Осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;
Снятие напряжения и вхождение в состоянии расслабленности с помощью релаксационных упражнений;
Погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.
Такая здоровьесберегающая технология предполагает использование релаксационной музыки, записей звуков природы - пение птиц, шум моря, водопада и т. д. Формулы внушения чувства покоя, безопасности, расслабления подаются в стихотворной форме.
Психический и физический покой, достигаемый в результате релаксации, восстанавливает силы детей, у них возникает приятное расслабление. Этот момент можно использовать для мысленного прокручивания детьми не разрешённых до этого переживаний, конфликтов, которые в расслабленном состоянии перерабатываются, «разрешаются» головным мозгом. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Пример упражнений, направленные на снятие психо-эмоционального напряжнения, повышения самооценки у детей от 5 лет (с элементами аутотренинга).
По методике Н. Л. Кряжевой.
Путешествие (полет птицы).
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык зверей и птиц. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землёй, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нём такое же легкое, гибкое как в воде.
Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых – белая, как снег, с длинной, гибкой шеей, золотистым клювом.
Поднимите подбородки вверх. Да, такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны! Закройте глаза. Давайте подышим как птицы.
ВДОХ – ВЫДОХ! После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь!» - выдох (3 раза)
Хорошо!
Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки – крылья, шире, плавно… Молодцы!
Согните чуть – чуть в коленях ноги, напрягите их и ….резко выпрямите… Глубокий вдох… и … о, чудо! Мы взлетаем…
ВДОХ – ВЫДОХ(3раза)
Можете свободно взмахнуть крыльями… Тело как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно!
Чистое, голубое небо вокруг, приятная, мягкая прохлада … тишина, покой…
ВДОХ – ВЫДОХ!
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нём себя. Какая красивая, гордая птица!
ВДОХ - ВЫДОХ!
Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.
Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже. Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди…
И вот ноги легко коснулись земли…
Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательным был полёт!
Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь – красавец не сразу взлетел. Когда - то он был гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал.
НО НЕ СТРАШНО РОДИТЬСЯ ГАДКИМ УТЕНКОМ, ВАЖНО ХОТЕТЬ БЫТЬ ЛЕБЕДЕМ! Все прекрасное когда – нибудь сбывается. НУЖНО ТОЛЬКО ОЧЕНЬ – ОЧЕНЬ ВЕРИТЬ В СЕБЯ!
Список используемой литературы :
Яковлева Н. Г. "Психологическая помощь дошкольнику".
Н. Л. Кряжева "Развитие эмоционального мира детей"
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2008г
М. И. Чистякова «Психогимнастика»