Елена Павлова
Проект по развитию мелкой моторики детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики детей второй младшей группы» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Участники проекта – дети (12 человек, воспитатель, родители.
Тип проекта – групповой, игровой.
Сроки проведения – долгосрочный (01.10.2017 - 25.04.2018 г).
Цель
Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование в работе пальчиковых игр.
Задачи
Подготовить методический материал, картотеку пальчиковых игр;
развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога;
развивать воображение и мыслительную деятельность;
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
консультирование родителей по данной теме.
I этап (подготовительный)
• Изучить литературу по данной теме;
• подготовить методический материал;
• подобрать картотеку пальчиковых игр;
• разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;
• создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме;
• привлечь родителей к помощи по данной проблеме.
II этап (основной)
Работа по развитию мелкой моторики рук ведё тся с детьми в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.
III этап (рефлексия, подведение итогов)
• Подведение итогов проекта.
• Презентация проекта.
Приложение к проекту
• Консультации и памятка для родителей.
• Перспективный план по работе с детьми в группе.
• Подборка пальчиковой гимнастики, потешек, закличек и песенок для занятий с детьми в группе (к перспективному плану).
Предполагаемые результаты
К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;
сформируются навыки ручных действий;
стимулируется процесс речевого и умственного развития;
приведёт к развитию памяти, внимания, мышления и воображения.
Реализация программы
По перспективному плану.
Оформление в группе уголка для игр на развитие мелкой моторики.
Работа по развитию мелкой моторики включена во все режимные моменты: утренняя гимнастика, физминутки на занятиях, самостоятельная деятельность детей. С детьми проводятся речевые минутки, разучиваются новые и повторяются уже знакомые пальчиковые игры, чтение песенок, закличек, потешек.
В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы», «Игры с прищепками и скрепками», мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию, счетные палочки, методическая литература и др. Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.
Через образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка).
Для наиболее лучшего результата ведётся работа с родителями по теме. В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей, проведены беседы по проблеме развития мелкой моторики рук у детей.
Способы развития мелкой моторики
Игры с бусинками, пуговицами.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Игры с крупами.
«Пересыпаем крупу». «Дождь, град». «Прячем ручки». «Покормим птичек». «Разложи по тарелочкам». «Найди игрушку». «Золушка» «Отгадай, какая крупа в мешочке» «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Все они делятся на три вида:
1) Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали.
2) Пуговицы. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
3) Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков.
Массаж кистей рук и пальцев (с предметами и без них)
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.
Научить детей самомассажу рук несложно. Такой массаж будет стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Результаты реализуемого проекта
В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми пальчиковую гимнастику, потешки, песенки, заклички. Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении.
Приложение 1
Перспективный план
Месяц Тема Программное содержание
Октябрь 1. Потешка «Ладушки, ладушки…»
Пальчиковая игра «Сорока-сорока»
2. «Наша Маша маленькая»
Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…»
3. Потешка «Огуречик, огуречик…»
Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»
4. «Водичка, водичка, умой моё личико…»
Пальчиковая игра «Коза рогатая». Формировать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу;
Развивать ощущение собственных движений;
Развивать мелкую моторику
пальцев рук.
Активизировать движения пальцев рук;
Активно развивать речевой запас слов;
Формировать у ребенка
положительный эмоциональный настрой.
Развивать моторику пальцев рук;
Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Учить ребенка совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом;
Развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь 1. Закличка «Солнышко - вёдрышко»
Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»
2. Потешка «Из-за леса, из-за гор…»
Пальчиковая игра «Моя семья»
3. Песенка «Чики, чики, кички…»
Пальчиковая игра «За работу».
4. «Заяц Егорка»
Пальчиковая игра «Весёлые маляры». Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям;
Сочетать игру и упражнения
для тренировки пальцев с
речевой деятельностью детей.
Развивать мелкую моторику обеих рук;
Активизировать словарь детей, развивать память.
Развивать мелкую моторику рук;
Побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;
Обогащать словарь ребенка, развивать память.
Декабрь 1. Песенка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…»
Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…»
2. Песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»
Пальчиковая
игра «Пять пальцев».
3. Потешка «Кисонька-мурысонька…»
Пальчиковая игра «Капуста»
4. «Здравствуй, солнце золотое…»
Пальчиковая игра «Кошка и горшок с молоком» Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;
Развивать речь детей, активизировать словарь.
Развивать мелкую моторику обеих рук;
Закрепить умение четко и правильно произносить текст.
Развивать мелкую моторику обеих рук;
Закрепить умение четко и правильно произносить текст.
Вызвать эмоционально-положительный настрой;
Развивать мелкую моторику рук.
Январь 1. Работа с бумагой «Снег идёт»
Пальчиковая
игра «Прогулка»
2. Работа с природным материалом «Мостик»
Пальчиковая гимнастика «Дорожка»
3. Потешка
«Улитка, улитка…»
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»; «Этот пальчик дедушка»
4. Песенка «Наши уточки с утра…»
Пальчиковая гимнастика «Сорока» Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы;
Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок;
Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль;
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.
Учить детей четко проговаривать потешку;
Повторить уже знакомые пальчиковые игры;
Активизировать речь детей;
Развивать мелкую моторику рук.
Побуждать проговаривать окончание строчки;
Активизировать движения пальцев рук, развивать речь;
Доставить детям довольствие.
Февраль 1. Песенка «Уж как свою коровушку люблю»
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
2. Песенка «Как у нашего кота…»
Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела»
3. Дидактическое упражнение «Сделаем матрёшке бусы»
Пальчиковая гимнастика «Замок»
4. Игровое упражнение
«Поможем зайке»
Пальчиковая игра «Сороконожки»
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Активизировать речь детей.
Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки;
Развивать моторику пальцев рук;
Создать радостное настроение.
Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити;
Закрепить умение чередовать
предметы по цвету;
Развивать моторику пальцев рук.
Учить выкладывать дорожку из фасоли;
Формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги;
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Создавать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.
Март 1. Дидактическая игра
«Покормим птичек»
Пальчиковая гимнастика
«Птенчики в гнезде»
2. Потешка «Светит солнышко в окошко»
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
3. Песенка «Коза-дереза»
Пальчиковая гимнастика
«Шнуровка»
4. Дидактическая игра
«Зонтик для зайки»
Пальчиковая гимнастика «Зайчик» Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе;
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Продолжать закрепление формы (круглая);
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Активизировать речь детей.
Учить детей продевать шнурки в отверстие;
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.
Учить детей выкладывать палочки по образцу;
Развивать моторику пальцев рук;
Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.
Апрель 1. Дидактическая игра
«Домик для ёжика»
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
2. Закличка «Дождик, дождик, веселей…»
Дидактическая игра
«Разноцветные крышки»
3. Дидактическая игра
«Бусинки рассыпались»
Пальчиковая гимнастика «На работу»
4. «Поиграем с пальчиками»
Повторение потешек,
песенок. Продолжать учить детей работать с палочками, выкладывать домик по образцу;
Закрепить названия геометрических фигур;
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Выполнение движений в соответствии с текстом
Учить детей строить постройки
из крышек, закреплять цвет крышек;
Формировать внимание, воображение, творческие способности;
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету;
Закрепить название цветов;
Развивать мелкую моторику рук.
Повторить с детьми все изученные потешки, песенки, пальчиковые игры;
Закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью.