Оксана Сверчкова
Презентация «Карты Проппа»
Слайд 1. Вашему вниманию представлен доклад на тему «Сочинение сказок при помощи карт Проппа»
Слайд 2. Развитие связной речи детей является одним из приоритетных направлений работы педагога. Обучение сочинению сказок, творческому рассказыванию – важная составляющая этой деятельности, так как в процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.
Слайд 3. При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок эффективно использовать карты Проппа.
Публикация «Презентация „Карты Проппа“» размещена в разделах
Сказка, как и любая система, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов и увидел, что все они похожи друг на друга, несмотря на то, что очень разные. В каждой из них есть обязательные части, из которых строится сюжет сказки. Пропп назвал их функциями.
Слайд 4. Проанализировав структуру народной сказки, Владимир Яковлевич Пропп обнаружил единую структуру сказки и сформулировал следующие три принципа:
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. И первая функция в сказке - это предписание или запрет.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно (у Проппа их 31).
3. Последовательность функций всегда одинакова.
Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу повествования (т. е. победа не может быть раньше борьбы).
Опыт работы с картами Проппа показал, что желательно ввести ещё одну постоянную функцию, самую первую, – зачин (например «жили – были», или «в некотором царстве», это очень помогает детям настроиться на пересказ или сочинение сказки.
Слайд 5. Последовательность функций может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Преимущество карт очевидно, т. к. каждая карта - это целый срез сказочного мира. Карты Проппа интересны детям, это как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций обычно 20: и на картах они изображаются схематично:
Запрет. Нарушение запрета. Вредительство. Герой, героиня. Отъезд героя. Задача. Встреча с дарителем. Волшебные дары или волшебное средство. Появление героя или помощников. Встреча с вредителем. Борьба. Победа. Прибытие домой. Ложный герой. Трудные испытания. Ликвидация беды. Узнавание героя. Изобличение ложного героя. Наказание ложного героя. Свадьба или счастливый конец.
Слайд 6. Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции.
Сейчас на примере потешки про огуречик попробуем с вами сделать простейший анализ и выявить 4 функции, подобрав соответствующую карту Проппа. На слайде представлено 20 функций. Выберите 4 функции, которые подходят под структуру потешки (1 минутка на подумать)
Слайд 7. Итак, что у нас получилось?
• Герой – огуречик.
• Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
• Вредитель – мышка.
• Вредительство – хвостик отгрызёт.
И даже можно сформулировать мораль: не послушался – остался без хвоста. Как видим, даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.
На основе приведённых выше 20 функций, дети, совместно с педагогами или родителями, сами придумывают условные обозначения функций сказки и создают карты. Но для каждой группы детей необходимо создавать свои карты, это намного интереснее для детей и продуктивнее.
Как вы обозначите ту или иную функцию и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если «запрет» обозначается как перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак «даритель, волшебный дар» - можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как вы с детьми решите.
Слайд 8. Прежде, чем приступить с детьми непосредственно к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции. И в этом тоже помогут карты Проппа - своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах. Например, играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.
«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.
«Кто на свете всех злее (милее, умнее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества - он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.
«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных (Скатерть- самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)
«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого- либо героя.
Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта. Так, карты с изображением «волшебных даров» оказалось достаточно одной девочке, чтобы придумать сказку о волшебной кисточке, которая сама рисует.
Слайд 9. Приведу пример еще одной игры. Игра называется «Примени символ к сказке». На игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок «ходит» по игровому полю, и, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например «Победа», он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать.
Слайд 10. Методика обучения сочинению сказок с помощью карт Проппа состоит из нескольких этапов:
1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами с детьми сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается, кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Слайд 11. Последовательность знакомства дошкольников с картами Проппа так же имеет свои этапы:
Первый этап - Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте должны быть выполнены в сюжетной манере и очень красочно. В старшем дошкольном возрасте пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям.
Второй этап - Воспроизведение знакомой сказки.
Слайд 12.
Третий этап - Совместный поиск и нахождение обозначенных на картах функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
Слайд 13.
4 этап. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. Читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
5 этап. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
6 этап. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). А далее происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку, опираясь на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.
В заключение небольшой совет. Работа с картами Проппа и сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов
Слайд 14. Итак, карты Проппа - эффективное средство в работе по обучению детей сочинению сказок, а значит, и формированию у детей связной речи. При этом карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. В результате работы с детьми они научатся определять жанр произведения, запоминать последовательность событий; выделять основное содержание сказки; выстраивать схему содержания; пересказывать знакомые и сочинять новые сказки; чувствовать красоту и образность родного языка.
Слайд 15. У меня все. Спасибо за внимание!