Любовь Филиппова
Педагогический опыт по реализации проекта «Чердак времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. В настоящее время наиболее актуальный вопрос дошкольной педагогики - это всестороннее развитие личности ребенка. Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако специфика этого возраста заключается не столько в освоении ребёнком знаниями, сколько овладение мягкими навыками. Это означает умение детей общаться друг с другом, комфортно и уверенно чувствовать себя потом в школе. Мягкие навыки нужны всем детям, если они хотят стать уверенными в себе, а в дальнейшем - самодостаточными и успешными взрослыми.
Публикация «Педагогический опыт по реализации проекта „Чердак времени“» размещена в разделах
Слайд 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарного развития детей «Чердак времени». Это место, где педагог вместе с детьми погружается в таинственную атмосферу и знакомит с предметами старины, вспоминает про быт и культуру нашего народа, сочиняет новые истории.
Отличительной особенностью программы является идея, которая исходит от интересов детей, разнообразие методов и средств обучения.
Цель программы: поиск эффективных форм организации различных видов деятельности для развития мягких навыков через знакомство детей с предметами прошлого.
Слайд 3 Задачи: представлены на слайде
Слай 4 Проект «Чердак времени» это авторская идея резидентов сообщества «Университета детства». Они дали толчок к полету фантазий и развитию участников проекта. Чердак Времени – это пространство, в котором «зарождается» образовательное событие, территория творчества и игры. Конечно, это уголок истории, где хранятся старинные вещи и герои: Мышка-норушка, паук-Чердобряк и котенок Бантик. Игровой персонаж отслеживает успехи детей в определенной тематике. Все имена придумали дети.
Слайд 5. Отправляясь самостоятельно или с жителями Чердака Времени в путешествия, на поиски старинных вещей, участники проходят следующие этапы: представлены на слайде.
Предлагаю к вашему вниманию опыт реализации проекта «Чердак времени»
Слайд 6 Рыцари. Каждый месяц участники проекта, «превращаясь» в исследователей, отправляются в путешествия на поиски старинных вещей. На чердаке мы увидели старинную книгу о рыцарях и принцессах. Говорили о любимых сказках, как должны себя вести принцессы и короли. Дети придумали сюжетно-ролевую игру. Мужская роль - добытчика, лидера, защитника, помощника. Девочки, принцессы, благодарность их за спасение от злодея, забота о богатырях. Для игрового образа принцессы есть корона. А вот для мальчика? В группе подходящего атрибута не оказалось. Далее, путем голосования, аргументируя свой выбор мы решили сделать доспехи для мальчиков. Главная идея-идти от детей, они сами захотели сделать что-то себе, увидев большую коробку. Уже предлагают свои варианты-мы построим замок или катапульту, может карету для девочек. При планировании своей работы буду запасать больше исходного материала, чтобы хватило на замок или карету. Дети предлагают форму, цвет доспехам, договариваются: чтобы прорезать картон-нужна сила, давайте мальчики попробуют. А девочки им помогут, будут украшать. Как и чем они выбирают сами из предложенной канцелярии-фломастеры, краски, самоклеящаяся бумага. Варианты склеивания деталей-подходит скотч, клей, а еще есть степлер на столе у воспитателей. Естественно все проходит под присмотром взрослого.
Слайд 7 знакомство с русской избой. Мы посмотрели какие избы были раньше, с резными ставнями, крылечками. Вспомнили сказки, где упоминалось печка: «По щучьему велению», «Гуси-Лебеди» и т. д. Потом мы с интересом рассматривали подарок от Мышки-Норушки: картинки с изображением предметов русского быта, объясняя их назначение. Чугунок и ухват особенно заинтересовали ребят. С удовольствием дети отобразили эти предметы в своих рисунках.
Слайд 8. Опираясь на изученные ранее предметы быта, участники примерили на себя роль фантазера-изобретателя и придумали новый предмет, наделяя старый необычными качествами и свойствам. В рисунках дети отобразили свои новые приспособления. Кто-то выдумал палас-радугу из конфет, кто-то чугунок с ушками единорога. Ребятам очень понравилась новая роль изобретателей, делать собственные открытия. Развивая креатив, дети выдумывают несуществующие предметы, на основе старого.
Слайд 9. А у нас на чердаке… 3 этап. Участники проекта, организуют итоговое мероприятие, отражающее результаты деятельности детей по изучению предметов быта. Ребята создали своими руками собственное пространство и сделали свою горницу. Основа избы уже была, а ее наполнение дети придумали и сконструировали сами. Предлагая разнообразные предметы, ребята сразу высказывали предположения как можно их изготовить, оценивая свои реальные возможности. Дети вспомнили, что ранее приносили втулки, яйца киндер сюрприз и палочки от мороженного, и нашли им применение. Получилась настоящая горница со старинными предметами, с которыми ребята могут играть в свободное время.
Слайд 10. Знакомство с почтовой службой. Паук-Чердобряк принес корзинку, в ней были старые письма и открытки. Ребята познакомились с возникновением почтовой службы, с назначением марки и истории ее возникновения. Как вы думаете, зачем нужна марка? Для свидетельства оплаты почтового ведомства за пересылку и доставку письма. Как выглядела первая марка? На самой первой марке был портрет английской королевы Виктории? Именно там придумали марку.
Дети с удовольствием рассматривали открытки, находили одинаковые. Далее каждый придумал уникальную открытку, создал конверт. Самое интересное было дальше. Ребята жаловались, что их конверт плохо закрывается и письмо может кто-то прочитать другой. Возникает вопрос, как бы его заклеить?
Слайд 11. Мышка - Норушка принесла свечу, пуговицу и зажигалку. Дети уже догадываются о свойствах этих предметов. Можно запечатать конверт с помощью нагревания воска. Это было очень увлекательное знакомство с таинством запечатывания конвертов.
12 слайд. А у нас на чердаке : сюжетно-ролевая игра «Почта». Нашли старые журналы, открытки и письма, даже маленькие коробки. Ребята примерили на себя роль оператора - в его функции входит общение с клиентами, прием заказов, запись адреса, наклеивание марок. (Опять же в игре мы вспоминаем адрес, учимся печатать буквы, учим этикету).
13 слайд. Исследователи прошлого фотоаппарат.
Сколько открытий можно найти в одном предмете! Ребята с удовольствием рассматривали черно-белый фотоаппарат и фотоплёнку. Познакомились с технологией работы разных фотоаппаратов, в том числе и "Полароид". Узнали интересные факты о профессии фотографа, как именно раньше проявляли черно-белый фотографии, что первый фотоаппарат был размером больше человека.
14 слайд «А у нас на чердаке» организация сюжетно-ролевой игры «Фотосалон».
Дети примерили на себя роль фотографа, он подсказывал удачные позы, находил красивый фон. Самое интересное - он проявлял фотографии (в темном месте замачивал пленку в проявителе, подсвечивал фонариком, и вывешивал фотографии сушиться). Другая профессия в нашем фотосалоне - дизайнер или стилист, который предлагал клиентам наряды, подбирал им атрибуты. Все мы знаем о возможностях сюжетно-ролевой игры, от создания атрибутов к самой игре, до воспитания вежливого ребенка. Но не всегда мы можем ее организовать, с учетом загруженности детей занятиями, кружками и тд…
15 слайд Исследователи прошлого утюг. Наши ребята спустились на чердак и ждал их новый, но старый предмет. А вы знали, как раньше гладили?
До появления жарового утюга, отжатое и высушенное бельё, наматывали на круглый деревянный валик и раскатывали рубелем (пральником). Безусловно, качество такой глажки было значительно хуже, но этим способом пользовались достаточно долго. Возможно именно это приспособление дало название профессии – прачка. От глагола прать - его основное значение "стирать, мыть, колотить". На занятии мы рассмотрели настоящий чугунный утюг, старые его вариации и новое изобретение-отправитель. Далее дети придумали свои утяги, с функцией ароматизации, избавления локально от пятен и тд. Суть в логической последовательности, знакомство с предметом, его свойства, способ пользования, какой он был раньше, почему он модернизировался? Был чугунный, тяжелый стал робот пылесос. Может среди этих детей будут изобретатели, новаторы, которые откроют новое, полезное для общества. Зерно и основа будет заложена в самом детстве.
Таким образом хочу отметить развитие мягких навыков. Ребята умеют работать в команде, договариваются, находят компромиссы в конфликтных ситуациях, распределяют роли и обязанности. Спокойно переносят неудачу, проявляют заботу и помощь друзьям, если они в этом нуждаются. Ребята научились понимать и управлять собственными эмоциями: сдерживают агрессию, если их довод опровергнут другими.
Стали более любознательными, инициативными, самостоятельными. Эти качества, без которых сложно представить взрослого успешного человека.
Тем самым могу сказать, что освоение Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально – гуманитарного развития детей «Чердак времени» положительно влияет на развитие личности ребенка.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная и итоговая аттестация воспитанников согласно статье 58, 59 ФЗ «Об образовании в РФ» не осуществляется. Программа предполагает мониторинг освоения.
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
тематический контроль: использование полученных знаний на практике, в играх;
итоговый контроль в виде презентации изготовленных макетов;
проведение открытых занятий совместно с родителями.