Ахметсафина Эльвира
Организация летних подвижных игр с элементами спортивных видов спорта
▼ Скачать + Заказать документы
"Методика организации летних подвижных игр с элементами спортивных видов спорта с детьми старшего дошкольного возраста"
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и т. д., а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, и др.)
Публикация «Организация летних подвижных игр с элементами спортивных видов спорта» размещена в разделах
Спортивные игры способствуют развитию функциональных систем организма. Растет и физическая подготовленность детей.
Значительная роль спортивных игр в оздоровлении детей, так как они проводятся на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Спортивные игры оказывают огромное воспитательное значение на занимающихся дошкольников. Ребенок начинает согласовывать свои действия с действиями товарищей, у него воспитываются решительность, самообладание, ответственность, происходит осознание важности коллективных действий для достижения цели.
При использовании спортивных игр у детей формируется интерес к физической культуре и спорту. С детского футбола, баскетбола, «хоккея на траве», тенниса начинается вовлечение ребенка в спортивную жизнь.
Влияние спортивных игр на развитие ребенка.
Спортивные игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.
Они дают возможность:
• укреплять крупные группы мышц;
• развивать психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость;
• повышать умственную активность, ориентировку в пространстве;
• развивать сообразительность, быстроту мышления;
• согласовывать свои действия с действиями товарищей;
• воспитывать сдержанность, самообладание, ответственность, волю и решительность;
• обогащать сенсомоторный опыт;
• развивать творчество.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
Правила подбора спортивных игр и упражнений.
Главное правило подбора – соответствие спортивных игр и упражнений возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников.
В работе с дошкольниками используются такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание, пролезание и т. д. Именно такой характер имеют спортивные игры - бадминтон, настольный теннис, городки и баскетбол.
Обучение детей спортивным играм.
Обучать детей спортивным играм следует постепенно, переходя от простого к сложному. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис. Предлагаю рассмотреть методы обучению детей с элементами спортивных игр и упражнений, в том числе систему подводящих упражнений, которые помогут детям овладеть их основными приёмами.
Бадминтон (мяч с перьями) — спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры — не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника.
Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: ее держат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть.
Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, инструктор должен подготовить их по следующим показателям:
1) выработать соответствующую осанку;
2) сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т. д. ;
3) выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;
4) сформировать у ребенка умение играть в мяч;
5) разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;
6) подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;
7) отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).
После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем.
Настольный теннис. Для игры в настольный теннис используют ракетку, столы. Ракетка используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отскока от пола или стены, подбирают мяч и т. п. После таких упражнений детям предлагается игра с мячом парами, затем можно предложить упражнения на столе.
Упражнения:
1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.
2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.
3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.
Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4—5 пар).
4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.
5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его отражает.
6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола — на своей половине, затем на половине партнера — только потом игрок его отражает.
Городки — старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты.
Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.
Игры проводятся с группой детей и индивидуально.
Футбол — спортивная игра. Играть в футбол, применяя простейшие правила, дети могут на любой ровной площадке.
Чтобы научить детей играть в футбол, целесообразно использовать следующие подвижные игры : «Ударь не глядя», «Пробеги с мячом», «Сумей выбить мяч», «В парах»,«Мяч в кругу», «Закати мяч в лунку», «Забей в ворота», «Вратарь». После всех игр и упражнений следует разделить детей на команды и провести соревнование.
В нашем дошкольном заведении № 000 особое внимание уделяется спортивной игре баскетбол. Работает кружок «Веселый мяч», составлен и утвержден перспективный план кружка (утвержден МУМЦ). Поэтому хочу остановиться более детально на этапе подготовки и проведении этой игры.
Баскетбол — это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью.
Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре и требующая подчинения правилам, довольно жёстким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих.
Поэтому элементы игры в баскетбол мы начинаем осваивать с детьми со старшей группы.
Обучение игре в баскетбол начинаем с подготовительных упражнений, которые организовываем по подгруппам или фронтально, последовательно отрабатывая их. Переходим от одного упражнения к следующему только после того, как оно освоено большинством детей группы.
Подготовительные упражнения:
• Обучать детей правильно держать мяч, обхватив его с боков двумя ладонями;
• Передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением);
• Ловить мяч, летящий на разной высоте – на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон. При ловле научить детей правильному способу: встречать мяч руками как можно раньше, а как только мяч коснулся кончиков пальцев, схватить его и подтянуть к груди мягким движением;
• Бросать мяч в корзину двумя руками, используя способ от груди и от плеча;
• Ведение мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты: передавая мяч из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, двигаясь с остановками. (Важно научить ребенка при ведении мяча накладывать кисть на мяч сверху и от себя, пальцы свободно расставлены, рука согнута.) мяч должен направляться вниз так, чтобы ударялся несколько сбоку от играющего и тот не мог подбить его ногой. На 2 шага приходится примерно один удар мячом.
• От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.