Ирина Шишмакова
Презентация опыта работы. Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация опыта работы «Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста»
Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества. В семье закладываются основы различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно- этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой, формируются личностные новообразования. Наиболее эффективно это происходит в том случае, если родители готовы к выполнению своей воспитательной функции в семье и владеют достаточным уровнем психолого-педагогической компетентности.
Публикация «Презентация опыта работы, Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Основная цель взаимодействия детского сада с семьей по данному направлению – повышение эффекта семейной социализации дошкольников с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участниками социального взаимодействия творческого потенциала, целенаправленное и систематическое повышение психолого-педагогической компетентности родителей по разным направлениям социализации детей.
Результаты начальной диагностики родителей нашего ДОУ показали, что многие проявляют некомпетентность в вопросах социального развития детей : 38% родителей имеют низкий уровень психолого – педагогической компетентности и социальной культуры; 46% - недооценивают самоценность дошкольного детства в социально – личностном развитии; у 52% родителей не сформированы умения анализировать собственную воспитательную деятельность и критически ее оценивать.
С целью повышения психолого- педагогической компетентности родителей, мною использовались разнообразные формы взаимодействия с родителями. Представлю краткую характеристику использованных форм педагогической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Для развития мотивационной компетентности родителей и активного осмысления применения педагогических знаний в процессе воспитания своих детей было проведение деловых игр с родителями. В процессе работы мною использовались различные варианты классификации данных игр: исследовательские, дидактические, рефлексивно-оценочные, мотивационно-побудительные.
Использование «Педагогического ринга» (исследовательская игра) позволило нам взглянуть на проблему развития педагогической компетентности с точки зрения критика, новатора, консерватора. У родителя была возможность выступить в «несвойственной» для себя роли. Здесь отрабатывалось умение аргументировано отстаивать свое мнение, навык дискуссионного общения. Нами предлагались следующие темы: «Возможности семьи в социальном развитии ребенка», «Мой мир приобщения ребенка к социальному миру».
В ходе игры «Знатоки» (мотивационно-побудительная) командам предлагались вопросы по количеству участников и распределялись между ними по желанию. После небольшой подготовки игроки каждой команды по очереди отвечали на вопросы. Жюри оценивало ответы и определяли победителей. Примерная тематика игр: «Знатоки нашего края», «История родного города», «Путешествие в культуру».
Большой интерес у родителей вызвал «Семейный калейдоскоп» (рефлексивно - оценочная). В процессе этой игры участники были разделены на группы. Каждая группа выбирала проблему, которая, по мнению участников, наиболее актуальна для обсуждения, формулировала ее, обосновывала свой выбор, разрабатывала вопросы. Проводилось голосование и большинством голосов, выбиралась одна из предложенных тем. Таким образом, выявлялось наиболее интересная для всего коллектива проблема. Мною использовались такие темы: «Семейно-бытовая культура, ее роль в семейном воспитании», «Влияние традиций семьи на социальное развитие ребенка».
Следующая игра «Командная цепочка» (дидактическая). Для ее проведения организовывались команды по 5-6 человек. Каждый участник получал фишку, которую передвигал по игровому полю, в соответствии с указаниями кубика. Отвечали на вопросы согласно номеру сектора. Эксперты оценивали каждый ответ в баллах. Побеждала команда, набравшая большее количество баллов. Здесь мы предлагали следующую тематику: «Культура семьи как совокупность материальных и духовных ценностей», «Правовое воспитание старших дошкольников».
Используемые деловые игры помогли добиться самостоятельности, творческой активности каждого родителя. Они максимально активизировали имеющиеся у участников игры знания, создавали удачный эмоциональный климат для наиболее полного их выявления, для обмена опытом. В наибольшей степени в этих играх отрабатывалось умение принимать решения в реальной производственной ситуации, защищать это решении, быть инициативным и проявлять творческое отношение к свои обязанностям.
Развитию информационной компетентности у родителей способствовала форма работы – «Тематическая встреча». Подбор темы зависел от потребностей родителей, например: «Права на всякий случай», «Что такое хорошо, что такое плохо», «В чудесном мире традиций» и т. д. целью данной формы являлось : усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в решении проблемных вопросов, стремление дать квалифицированный совет. Для того, чтобы привлечь родителей к участию в этой встрече, я каждому адресовала информационные письма, в которых сообщала тематику и цель данного сообщения. По окончании встречи я вручала памятки, содержащие основные мысли (моменты) предложенной информации. Благодаря данной форме родители смогли получить ответы на интересующие их вопросы.
Заинтересованность родителей вопросами воспитания, желание получить новые знания о всестороннем развитии ребенка способствовало реализации следующей формы работы - «Вечера вопросов и ответов». Эта форма предполагает обогащению знаний о предметном, рукотворном, природном и социальном мире. Заранее для родителей планируется и оглашается тема встречи, например: «Речевое развитие детей в процессе социального воспитания», «Детский сад и социальные проблемы» и т. д. Взрослые имеют возможность подумать о том, что их интересует, задать свой вопрос и узнать что-то новое для себя. Данные встречи способствуют становлению эмоционально-комфортного общения между педагогом и родителями.
Для успешного семейного воспитания мало того, что родители хотят и знают, как можно воспитывать, гораздо важнее то, насколько приемлем для ребенка стиль отношений с родителями, насколько адекватны способы общения и взаимоотношения в каждой конкретной ситуации. Для этого мною организовывались совместные мероприятия родителей и детей.
Удачной находкой при приобщении родителей к игровому взаимодействию с детьми, с целью развития социальной культуры, стала созданная мною «Игротека». Тематика игр различная, например: «Моя семья», «Я по городу хожу», «Кому что нужно для работы», «Лекарственные растения нашего края». Один раз в неделю в вечернее время объявляется «День открытых дверей» в «Игротеке», на который приглашаются 2-3 родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с ними.
Формируя поведенческую компетентность у родителей, я постаралась максимально побудить родителей и детей к совместному творчеству. Наиболее интересным при накоплении и расширении знаний детей о родственных связях стала разработка пособия «История семьи» (в виде журнала). Каждая страничка отражает родословную отдельной семьи. Пособие помогает детям более осмысленно воспроизводить картину (историю) семьи, взаимосвязи родственных отношений. Благодаря этому, родители могут более доступно, кратко и иллюстративно донести до детей занимаемое положение в своей родословной. Таким образом, расширился кругозор детей; умение ориентироваться в схематическом изображении, обогатился словарный запас, установился более тесный контакт родителей с детьми. Возникла сфера социальных отношений между родными, близкими людьми, отражающая основные компоненты семейно-бытовой культуры; родственные связи, возрастная половая и статусная иерархия взаимодействия.
Таким образом, используемые мною формы работы помогли повысить уровень социально- педагогической компетентности родителей (74 % имеют высокий уровень). Я смогла повысить познавательный интерес, активизировать процесс усвоения педагогических идей. Родители приобрели новый опыт, рассматривали и рефлексировали свою деятельность с различных позиций.
Однако 2% родителей мне так и не удалось включить в творческую работу, направленную на развитие психолого-педагогической компетентности. Внутреннее сопротивление не позволяло им принять стиль деятельности. У этих родителей проявлялась склонность к привычным установкам и стереотипам, низкий уровень самостоятельности в принятии решений и ответственности за эти решения.
Перспективу дальнейшей деятельности я вижу в поиске новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. Работа предполагает не только оказание психолого – педагогической помощи конкретным семьям, но и активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей и воспитательной работе с детьми, привлечения их к процедуре оценки качества образования, осуществлению контроля за здоровьем и безопасными условиями воспитания. Вопрос о необходимости поиска путей совершенствования системы управления, признании семьи полноправным субъектом педагогического процесса, является весьма открытым и актуальным.