Ольга Трофимова
Презентация опыта по речевому развитию детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Важность развития осознанной и активной речи детей, по-моему, заслуживает первоочередного значения в развитии.
Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изодеятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Публикация «Презентация опыта по речевому развитию детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Для того, чтобы добиться ощутимых результатов в развитии речи, нужен ежедневный, кропотливый труд педагогов и родителей.
В первую очередь педагог должен сам обладать грамотной, выразительной речью; владеть методикой обучения и иметь постоянно пополняемый багаж практических материалов.
Не менее важно хорошо знать каждого ребенка, его уровень и ставить перед ребенком определенные задачи. Для постепенного роста в речевом развитии важно чтобы дети могли раскрывать свои способности, необходимо вызвать отклик, желание, а для этого надо дать ребенку почувствовать, что вы искренне рады его старанию. Для детей очень важно, что их успехи вас радуют. В соответствии с этим работу надо строить в три этапа:
I этап – психологический (настрой).
II этап – лингвистический (оформление высказывания в соответствии с грамматикой и уточнением лексических средств).
III этап – сенсомоторный (моторное программирование высказывания).
При условии благоприятного протекания всех этапов возможно осознанная активная речь.
В соответствии с этими этапами технологии развития осознанной речевой активности мы и строим нашу работу с детьми, что можно было наблюдать на открытом занятии по теме «Колокола и колокольные звоны России».
На I этапе – психологическом (на котором возникает мотивация речевой деятельности и создается внутренняя программа высказывания) познакомила с русской народной игрой «Маша и Яша» (с колокольчиком, затем увлекла детей и родителей созданием выставки – музея колокольчиков, подобрала наглядный материал – иллюстрации по теме, вызвала у детей интерес к рассматриванию иллюстраций «Колокола России», побывали в храме Святого Пантелеймона, подобрала аудиозаписи колокольных звонов и песен по теме. Таким образом, заинтересованность и мотивация речевой деятельности была достигнута.
Затем перешли ко II этапу – лингвистическому (оформление высказывания). Для этой цели я использовала моделирование, как наиболее адекватный прием развития внутреннего плана действия у ребенка: модель описательного рассказа (рассказы о разного вида колокольчиках – название; выделение частей с описанием их свойств и качеств; применение в жизни (дети все хорошо владеют умением описывать предмет). Использовали также модель повествовательного рассказа, это, например, можно было отметить в том, как дети последовательно излагали легенды (легенда возникновения колокола, легенда о свадебном колокольчике, легенда о царь-колоколе). Модель содержала такие части: когда происходило и с кем; какое приключение, как разворачивались события; чем все закончилось. Радует то, что дети рассказывают не заученными фразами, а излагают своим языком, не зажаты в рамки, а свободны в выборе языковых средств. Важным моментом на данном этапе является словарная работа (правильное произношение слова, понимание его смысла, употребление, словообразования). Например: слово колокол означает «крик», «весть», «зов», «шум»; слова-родственники – «колокольный», «колокольня», «колокольчик» и так далее. Употребление слов в связной речи, в малых фольклорных формах, например, крылатых выражениях: «Звону много – веселей дорога», «Мчится тройка удалая – колокольчик – дар Валдая», в скороговорках: «Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать».
После этой работы над языковыми средствами мы переходим к III этапу – сенсомоторному, предлагающим моторное программирование высказывания. Цель этого этапа: в активизации общей, мелкой и артикуляционной моторике для благоприятного протекания сенсомоторного уровня речи. Методику работы в этой части составляют речедвигательные упражнения, включающие движения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики в сочетании с речью. Для этого я использовала песню Ю. Энтина «Бьют часы на старой башне», работу с выставкой-музеем «Колокольчиков», с обследованием и обсуждением новых видов, ранее не знакомых, где дети уже использовали модель рассуждения ( то есть доказательную речь: высказывают предположение, приводят доказательства и делают вывод). Также дети определяли на слух по аудиозаписи колокольные звоны, была использована в исполнении детей на колокольчиках «Новогодняя песенка - Jingle Bells», «Звон колокольчиков», то есть были задействованы все органы чувств. Мы лепили колокольчики из соленого теста, из пластилина, раскрашивали в раскрасках, делали из ткани куклу-оберег «Колокольчик», интерес детей все время поддерживали чем-то новым, например, в занятие в физминутку была введена тройка с бубенцами и колокольчиками с лентами.
Таким образом, мы имеем значительный момент в речевом развитии детей – у детей развит самоконтроль за ходом своего высказывания, что является значимой оценкой осознанной речевой активности.
Использованная литература: «Дошкольное воспитание» №4 – 2008,
Образовательный портал «Слово» https://www.portal-slovo.ru/.