Валентина Севидова
Культура речи педагога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
К слайдам презентации:
1 слайд
«Культура речи педагога в ДОУ»
По речи человека можно судить об его уровне воспитания, культурности и даже о происхождении и образовании. Это крайне важно для любого человека, но для педагогического состава речь является основным рабочим инструментом, способом передачи информации и рычагом воздействия на окружающих.
2 слайд
Одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения,
Основным механизмом овладения речью является подражание.
Публикация «Культура речи педагога в ДОУ» размещена в разделах
(Муза) Людмила Михайловна) М. М. Алексеева отмечает, что, «подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Культура речи – это языковые нормы
1. Произношение
2. Грамматика
3. Словоупотребление
4. Ударение
В профессиональной деятельности педагога культура речи имеет важнейшее значение. От нее во многом зависит успешность воспитателя, его способность общаться и доносить информацию до своих воспитанников. Это фактор развития языка детей, поскольку они копируют окружающих взрослых не только в поведении и манерах, но и в грамотности, и даже в интонациях. Если у педагога грамотная, хорошо поставленная дикция с богатым словарным запасом, огромная вероятность того, что его ученики также успешно овладеют всеми необходимыми навыками.
3 слайд
Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Поскольку для ребенка все качества воспитателя являются образцом для подражания, его речь должна отвечать следующим характеристикам:
(Читаю характеристику, затем открываю облако с обобщением)
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Точное использование терминов и обозначений. Это поможет детям получить представление о множестве ранее неизвестных определений и слов, научиться грамотно их использовать в собственных высказываниях.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
1. качество языкового оформления речи;
2. ценностно-личностные установки педагога;
3. коммуникативная компетентность;
4. четкий отбор информации для создания высказывания;
5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Грамматически правильное оформление
фраз и предложений.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Понятный и доступный ребенку темп, громкость и интонации. Сотрудник ДОУ должен не просто четко и грамотно произносить слова. Они должны быть понятными, не слишком громкими или тихими, внятными, выразительными.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Связный, понятный для ребенка определенного возраста текст. Слишком сложные или намеренно упрощенные фразы лишают воспитанников возможности совершенствовать собственную речь.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
4 слайд
Речь воспитателя должна быть:
• грамматически правильно построенной, связной;
• с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
• должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
• должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания;
• с правильным и точным использованием словесных обозначений.
5 слайд
В целом рассказ педагога должен быть :
Полным;
Красочным;
С точно подобранными словами;
Грамматически правильно оформлен;
Выразителен;
Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
6 слайд
«Сейте разумное, доброе, вечное». (Николай Алексеевич Некрасов).
7 слайд
Существует несколько стилей речи. В русском языке существует пять основных:
1. Научный стиль – научная сфера.
2. Публицистический – ораторское мастерство, язык газет.
3. Официально-деловой – язык деловых бумаг и документов, официально-деловое общение людей.
4. Литературно-художественный – художественные произведения.
5. Разговорный – общение в неофициальной обстановке.
К какому же стилю относится речевой стиль педагога? (Официально-деловой стиль).
Обращение педагога к родителям предполагает форму: на «Вы», это подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку, т. е. к родителям.
Одна из составляющих коммуникативной компетентности, профессионализма педагога, предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.
8 слайд
В качестве недостатков словаря воспитателей можно назвать:
Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (ручки, ножки, чашечка со столика и т. п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
9 слайд
Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.
Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения:
• когнитивная (восприятие других и их понимание,
• аффективная (отношение к другому,
• поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации).
Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.
Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.
Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
10 слайд
Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:
• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;
• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
• Стремиться правильно использовать интоннационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
• Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
11 слайд
Вывод:
1) Следить за своей речью! От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
2) Исправлять ошибки в речи детей. Осуществлять контроль над их речью.
3) Создавать условия для развития речи, насыщая групповое пространство.
4) Использовать основные методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
Методы формирования грамматически правильной речи у детей
• дидактические игры;
• игры-драматизации;
• словесные упражнения;
• рассматривание картин;
• пересказ коротких рассказов и сказок.
Приёмы формирования грамматически правильной речи у детей
• образец;
• объяснение;
• сравнение двух форм;
• повторение;
• создание проблемной ситуации;
• подсказ нужной формы;
• вопросы подсказывающего и оценочного характера.
Спасибо за внимание!