Айсель Ахмедова
Презентация кружка «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Публикация «Презентация кружка „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия ДПИ.
Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по изобразительной деятельности, я пришла к убеждению, что занятия ДПИ могут быть привлекательными и доступными для детей старшего дошкольного возраста.
Опыт показывает, что занятия ДПИ способствуют активному развитию у ребё нка:
• мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
• сенсорного восприятия;
• глазомера;
• логического мышления;
• воображения;
• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
• художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Методические рекомендации к реализации
программы кружка «Волшебные ручки» по развитию у дошкольников творческих способностей и логического мышления
Учебный материал кружка «Волшебные ручки» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 4 - 6 лет 25 - 30 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 12 человек и подразделяется на две подгруппы, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Эффективность программы невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства. С этой целью проводится выставка-показ работ детей, обучающихся ранее, сопровождаемых диагностическим исследованием интеллектуального компонента на уровне прогнозирования. Задаю вопросы: Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь? После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Далее происходит знакомство детей с инструментами и материалами через игру: «Здравствуйте, меня зовут Иголка». Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе. В последующей работе перехожу к показу технического закрепления. Перед практической частью делаю акцент на подбор материалов, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.
Выполнение практических работ, указанных в программе, не всегда возможно в процессе деятельности кружка и зависит от многих причин, в частности от материально-технической базы. Поэтому руководитель кружка может внести в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые.
Цель программы: обучение детей элементарным трудовым навыкам и методам работы с различными материалами.
Задачи:
содействовать развитию творческого мышления;
вооружать опытом самостоятельной практической деятельности;
способствовать воспитанию трудолюбия, коллективизма, обязанности, ответственности, культуры поведения и общения;
развивать познавательный интерес к живой и неживой природе;
продолжать формирование экологической культуры школьников;
способствовать развитию способностей к самооценке, стремление к творческому самовыражению и самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности.
Программа кружка основывается на следующих принципах:
• Принцип увлекательности и творчества
• Принцип системности
• Принцип доступности
• Принцип последовательности
• Предметное обучение (даёт возможность быстрее и качественнее получить результат своего труда, позволяет избежать небрежности в проработке технологических мотивов).
• Постепенное усложнение материала от простого к сложному
• Учёт индивидуальных способностей воспитанников
• Приоритет практической деятельности
• Включение детей в разнообразную деятельность
• Демократический стиль взаимоотношений с детьми
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУЖКА «Волшебные Ручки»
1. Знакомство с возможностями разных техник изображения.
2. Теоретические и практические занятия.
3. Практические работы в творческих мастерских.
4. Массовые дела кружка.
5. Участие в массовых мероприятиях.
Разнообразная деятельность способствует воспитанию ответственности воспитанников, позволяет выйти за рамки программы, закрепить полученные знания и умения, углубить теоретические и практические навыки и приёмы, творчески реализовать себя, развивать эстетический вкус, совершенствовать качество выполненных изделий, переходить от простых операций к сложным.
Методы и приё мы учебно-воспитательного процесса:
• словесные методы (беседа, объяснение).
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе могут вышивать их любимые игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работ?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
• наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
• практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
• иллюстрации;
• образцы работ;
• схемы (техника заполнения фигур);
• стихи, загадки.
Техническое оснащение:
1. иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
2. цветные нити разного качества;
3. ножницы с тупым концом;
4. шило;
5. кусок линолеума примерно 25х25 см;
6. цветной картон, бархатная бумага разного размера;
7. линейка, трафареты, фигурные лекала;
8. цветные карандаши, ручки, фломастеры;
9. бросовый материал для дополнения изображения.
10. учебные столы и стулья;
11. белая и цветная бумага;
12. волокнистые материалы;
13. бисер. пуговица;
14. кисточки для клея;
15. бумажные салфетки;
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Развитие творческих способностей детей.
Одним из показателей успеха в работе кружка «Волшебные ручки» будет являться участие кружковцев в различных выставках и конкурсах. Но наиболее желанной является для них все-таки выставка, именно на этой выставке их работу увидят и оценят друзья, педагоги, которые в течение года не всегда, может быть, замечали трудолюбие и интерес того или другого кружковца. Родители, которые обязательно должны приходить на выставку, чтобы увидеть работу своего ребенка, сравнить ее с работами других детей, а потом рассказать об этом у себя на работе, дома, друзьям.
Формы подведения итогов:
оформление выставочного стенда в ДОУ;
участие в муниципальных, региональных выставках и конкурсах;
выступление на родительских собраниях.