Наталья Коба
Цветотерапия как эффективная технология профилактики негативных эмоциональных состояний человека
▼ Скачать
Слайд 1
Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.
Слайд 2
Публикация «Цветотерапия как эффективная технология профилактики негативных эмоциональных состояний человека» размещена в разделах
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. Она способствует реализации таких задач:
Слайд 3
Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.
Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов : воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Рассмотрим, как разные цвета влияют на организм :
Зеленый цвет : помогает при переутомлении и головной боли, успокаивает нервную систему.
Красный цвет : будто излучает тепло, активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную деятельность, активизирует обмен веществ. Но с ним надо быть осторожным: длительное его действие может привести к переутомлению и раздражению.
Желтый цвет : радости и оптимизма. Способствует укреплению нервной системы и зрения. Если долго смотреть на желтый цвет, то скорее отойдут плохие мысли, улучшится настроение.
Оранжевый цвет : полезен при нарушениях желудочно-кишечного тракта, стимулирует работу щитовидной железы, повышает аппетит.
Голубой цвет : снимает стресс и нервное напряжение, успокаивающе действует на организм, снижает артериальное давление.
Синий цвет : эффективен в борьбе со стрессом. Говорят: если долго смотреть на синее, проходит боль. Этот цвет также успокаивающе действует на глаза.
Фиолетовый и сиреневый: по характеру воздействия подобные синего и голубого. Это цвета благородства. Недостаток этого цвета может вызвать депрессию, поэтому если иногда ребенок отдает предпочтение фиолетовому и сиреневому, это может быть сигналом о душевный дискомфорт.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.
Одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение.
Существует также большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.
Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.
Игры «Цвета и их оттенки»
Слайд 4
“Жуки в цветах”
Эта игра поможет вашему ребенку выучить основные цвета, а также лучше различать оттенки одного цвета. Предложите ребенку посадить насекомых разного цвета на лепестки одного цвета. Не забывайте произносить названия цветов вместе с ребенком во время игры.
“Собери букет”
Эта игра также поможет познакомить детей с представлениями о холодных и теплых тонах. Для игры вам понадобятся 2 вазы: красная и синяя, а также цветы теплых и холодных оттенков. Взрослый предлагает ребенку собрать 2 букета цветов : один – снежной королеве, другой – солнышку.
Слайд 5
“Гусеницы”
В этой игре правила такие же, как и в игре «Собери букет» : вам нужно собрать 2 горячих и холодных цветочных гусеницы.
Для детей младшего возраста можно упростить правила и собрать гусениц только одного цвета.
«Покрывала феи»
Цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, если ваш ребенок сильно возбужден, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
Слайд 6
«Выкладывание композиции из разных подручных материалов» - это еще один способ использования цветотерапии, который так же благотворно влияет на эмоциональное состояние детей. Он особенно интересен ребятам подготовительных групп, так как к этому возрасту у ребят сформированы многие навыки аккуратной работы с мелкими деталями.
Слайд 7
В качестве разных подручных материалов могут быть различные обрезки цветной бумаги, ниток, лоскутков, цветные пластиковые крышки и др.
Слайд 8
На слайде я представила аппликационные композиции из ткани и фетра, которые очень легко трансформировать в другие сюжеты, даже можно с помощью данного способа использования цветотерапии создавать сказочные сюжеты.
Кроме того, что это упражнение имеет терапевтический эффект цветом, но и еще оно помогает развивать у детей воображение и способность к нестандартному мышлению.
Слайд 9
Одним из оригинальных методов, которые использует цветотерапия, можно назвать шатер из цветных атласных лент (методика «Цветной дождь»). Ленты подобраны по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.
Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас окунуться вместе со мной в «загадочную Страну цвета».
У каждого из вас есть цветные кружочки. Возьмите их в руки. Теперь вы феи. Назовите себя. (Я — синяя фея, я — красная фея.)
Посмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой круг поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная». А если предмет бывает разных цветов, то свои круги могут поднять сразу несколько фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и желтой.
Приготовились? Слушайте.
Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворона, заяц, радуга, кошка, машина.
Такое задание используется для активизации внимания детей, развития памяти.
Слайд 10
На слайде представлена ткани из ткани с готовым рисунком
Слайд 11
На этом слайде представлены работы ребят совместно с педагогом, которые мы назвали «Веселый цветные человечки»
В заключении хотелось бы отметить, что с помощью цветотерапии удается корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние, настроение. Дети так же значительно лучше начинают чувствовать оттенки и цвета. Непосредственный контакт во время игр помогает детям устанавливать доверительные отношения между собой и их окружением. Все это благотворно влияет на психическое и физическое здоровье детей.