Ольга Панова
Презентация программы «Мамина школа» для детей раннего возраста и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - период жизни человека, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.
Данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему не применимы методы и приёмы работы, адекватные для дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми.
Публикация «Презентация программы „Мамина школа“ для детей раннего возраста и родителей» размещена в разделах
Одним из важнейших направлений в дошкольном образовании является работа с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения. Для обеспечения доступности дошкольного образования на базе МБДОУ «Детский сад № 223» создана новая форма работы «Мамина школа» для детей от 1.5 - 2,5 лет и их родителей. Осуществляется педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие детей раннего возраста, включение родителей в образовательный процесс.
Следует отметить, что опыта организации такой формы работы не существовало, поэтому начали поиски рациональных возможностей взаимодействия с семьями малышей, воспитывающих детей дома. Новым явилось положение о присутствии родителей на занятиях, активное участие во всех видах деятельности, что позволяло дать родителям представление о воспитательно-образовательной работе с маленькими детьми, принятой в современной педагогике раннего детства.
С самого начала работы по данной теме стояла проблема подбора программы, на основе которой можно было комплексно и эффективно решать задачи по развитию и воспитанию детей раннего возраста. Постепенно в работе сложилось собственное видение программы, в основу которой легли теоретические труды ученых. Л. С. Выгодского считал, что формирование ребенка происходит в особых условиях, которые он назвал социальной ситуацией развития, создающей зону ближайшего развития. Она определяется содержанием образования, которое дает возможность для сотрудничества ребенка и взрослого.
А. В. Запорожец, развивая идеи Л. С. Выготского, ввел понятие «амплификация развития». Её суть заключается в том, чтобы максимально расширить зону ближайшего развития ребенка, то есть насытить процесс образования различными видами деятельности и формами активности, составляющими основу детства и позволяющими ему в дальнейшем войти во взрослую жизнь. Важно подчеркнуть: детство – это не этап «перетаскивания» ребенка во взрослую жизнь, а самоценный период, обладающий собственным богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.
В данной программе использовались методические разработки педагогов Л. В. Томашевской «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду», Е. В. Полозовой «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста» Л. Н. Павловой «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образовании», Э. П. Костиной «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста».
Цель: Всестороннее развитие ребенка раннего возраста, социальная адаптация, образование родителей в области детской педагогике и психологии.
Неверно думать, что основной целью нашей программы является обучение взрослых. Главный объект нашего внимания – это дети, причем дети раннего возраста. Родители осваивают материал параллельно с малышами. Из этого следует, что задачи должны формулироваться и для детей и для родителей.
Задачи:
• Развивать основные виды движений, создавая условия, способствующие двигательной активности.
• Осуществлять сенсорное воспитание, формировать простейшие представления об окружающих предметах и явлениях.
• Развивать потребность в речевом общении, учить понимать слова, простые предложения.
• Развивать интерес к музыке. Побуждать к подражанию певческим интонациям педагога, к простейшим ритмическим движениям.
В работе со взрослыми сформулированы следующие задачи:
• Формировать доверительные отношения между взрослым и ребенком;
• Повышать компетентность в вопросах педагогике и психологии детства, заинтересованность в вопросах воспитания ребенка.
Программа актуальна и перспективна, так как способствует адаптации ребенка к дошкольному учреждению, всестороннему его развитию, позволяет ввести элементы развивающей педагогике в семейное воспитание.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
Принцип нормативности. Соответствие образовательной программы «Федеральному государственному стандарту дошкольного образования», Закону Российской Федерации «Об образовании», образовательной программе ДОУ.
Принцип системно – деятельностного подхода.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Принцип индивидуализации.
Предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
Принцип интеграции.
Воспитательно - образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
Игровой принцип.
Заключается в том, что при реализации рабочей программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
Принцип управляемости реализацией программы.
Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
Принцип комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса.
Осуществляется через реализацию интегрированных занятий, взаимодействию педагогов.
Особенности развития детей раннего дошкольного возраста (1-2г.)
Организация образовательного процесс с детьми раннего возраста обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослыми.
Продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка: на втором году малыш начинает много двигаться, его руки, как правило, заняты игрушкой. Ходьба к двум годам становится более координированной.
Прогрессирует умственное развитие малыша. Он может различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по признакам, выделяя наиболее яркие из них, но воспринимает их поверхностно.
Познавательное развитие ребенка второго года жизни было специально исследовано Ж. Пиаже. Этот период получил название сенсоматорного, поскольку жизнь ребенка в этом возрасте определяется преимущественно особенностями его восприятия (сенсорики) и его движениями (моторикой).
Характер восприятия изменяется под влиянием речи взрослого. Слово
помогает обобщить однородные предметы не по признаку, а по значению предмета. Повышается способность к сосредоточению. Малыш может в течении нескольких минут рассматривать что-то или следить за чем-либо.
Активизируется память. Ребенок начинает не только узнавать ранее виденное, но и вспомнить о предметах и явлениях, отсутствующих в данный момент.
Речевое развитие ребенка на втором году жизни совершается по двум основным направлениям: первое связано с пониманием речи взрослого, второе – с использованием слов в процессе собственной активной речи. После полутора лет наблюдается увеличение словаря, и концу второго года жизни ребенок может употреблять до300 слов.
Многие авторы (Л. С. Выгодский, В. Штерн, занимавшиеся исследованием детского развития, подчеркивали, что к концу второго года жизни происходит соединение мышления и речи. Это приводит к скачку в речевом развитии: резкому увеличению словарного запаса, пониманию речи ребенком.
Планируемые результаты освоения программы.
• создание условий для адаптации малышей к детскому саду;
• развитие самостоятельности во всех видах деятельности;
• повышение компетентности родителей, ознакомление взрослых с педагогикой раннего детства.