Светлана Седоченко
Занятие по преодолению дискалькулии в овладении математикой у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Программное содержание: совершенствовать умение детей использовать порядковые и количественные числительные в соответствии с ситуацией. Формировать представление, что число обозначается цифрой и не зависит от расположения его в пространстве.
Закреплять категории величины. Учить соотносить понятия: широкий - узкий, длинный – короткий. Формировать сложноподчиненные предложения с союзом потому – что.
Отрабатывать пространственные ориентировки. Учить применять предлоги из – за, из – под, под, над, на в самостоятельной речи.
Воспитывать самостоятельность в решении поставленной задачи, умение работать согласованно в команде.
Публикация «Занятие по преодолению дискалькулии в овладении математикой у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Материал :
1. Номера с цифрами.
2. Дидиактическая игра «Назови нужное слово».
3. Картинки с изображением диких животных и геометрических фигур.
4. Карточки с алгоритмами пути.
5. Конверты с полосками разной ширины.
6. Деревья (дуб, сосна, береза).
7. Пень.
8. Лягушка.
9. Сова.
10. Простые карандаши.
11. Листы бумаги.
12. Книга.
13. Пенал.
14. Тетрадь.
15. Ручка.
16. Краски.
17. Фломастеры.
18. Ручейки широкий и узкий.
19. Дощечки, различные по длине.
20. Дощечки, различные по ширине.
Методические приемы: «мозговой штурм», вопросы, ответы, построение в команды, сравнение понятий, уточнение, объяснение, логическая загадка, «план – сюрприз», слуховой диктант, дидактическая игра «Запомни – разложи», дидактическая игра «Разложи в убывающей последовательности», дидактическая игра «Начерти схему предложения», дидактическая игра «Назови длину слова», песенка – речевка, стихотворение, поощрение, уточнение.
Ход занятия.
1 часть.
Организационный момент.
Дети подходят к столу, где лежат бейджики с номерами и поют песню – речевку.
- Ребята, на столе лежат бейджики с номерами. У вас есть возможность выбрать себе цифру, которая вам больше всего нравится – это будет ваш номер. Сегодня на занятии мы будем работать командой, а в команде каждый имеет номер. У нас будут «Звукорята» и «Букварята».
(Дети прикалывают номера).
- А теперь разделитесь на две команды так, чтобы цифры не повторялись. Справа – команда «Звукорят», слева – команда Букварят».
(Дидактическая игра «Назови нужное слово».)
- Первое задание для команд. Построиться по росту и рассчитаться по – порядку.
(Дети называют порядковое числительное согласно своего места в строю.)
Вопросы к детям – ответы детей. «Мозговой штурм».
- Ты, который в своей команде? (Первый.)
- А почему ты первый? (У меня номер 1 и я выше всех, самый высокий.)
- А у тебя какой номер? (Второй).
- Почему? (Потому, что у меня цифра 2).
- Сколько «Звукорят» в команде? (Семь.)
- Какой у вас номер четвертый в строю? (Седьмой.)
- Почему ты последний? (Я самый низкий.)
- Так ты какой? (Низкий.)
- А который ты? (Четвертый.)
- Какое число больше – первое или последнее? (Последнее.)
- Почему? (Потому, что число 5 больше чем число 2.)
(Воспитатель подводит итог.)
- Сегодня мы отвечали на вопросы сколько, какой, который. Вы убедились, что число не зависит от того, которое оно в ряде чисел.
2 часть.
- Ребята, сегодня наше занятие будет в лесу. Мы отправимся в лесную школу. Чтобы попасть в лес, надо преодолеть препятствие. На пути два ручья.
- Какие они? (Один широкий, а другой – узкий.)
- Как вы думаете, что нам можно сделать? (Ответы детей.) Поощрять сообразительность, активизировать в речи употребление глаголов: перепрыгнуть, перешагнуть, перейти вброд; предлогов – через ручей.
(Сюрпризный момент.) (Лягушка держит конверт, в котором находится план действия.)
- Что мы будем делать? (Подсказка лягушки.)
- Мы будем строить мостики через широкий и узкий ручей.
- Какой длины нам нужны доски? (Длинные доски, чтобы построить мостик через широкий ручей, короткие – через узкий.)
- Слушайте внимательно задание.
- Мост через широкий ручей строят номера 1, 3,5 и 67, Мост через узкий ручей – номера 2, 4 и 6.
(Вопросы на закрепление понятий длинный – короткий, широкий – узкий.)
- Какую доску взял? (Длинную.)
- Почему? (Потому, что я строю мост через широкий ручей.)
-А, девятый номер, какую доску несешь? (Я несу короткую доску – ручеек узкий.)
Итог:
- Вот как мы решили нашу задачу. Через широкий ручей построили длинный мост, через узкий ручеек мост получился короткий.
- Женя, расскажи, что ты делал? (Я брал длинные доски, потому, что строил мост через широкий ручей.)
-Мы пойдем по мостикам, пойдем через ручей и окажемся в лесу. Вот и лес. Здесь мы можем увидеть много интересного.
- Что растет в лесу? (Деревья.)
- Как вы думаете, дуб могучий, какой по толщине? (Толстый.)
- А березка стройная? (Тонкая.)
- А сосна, дерево для корабельных мачт, какое по высоте? (Высокое.)
- А вот на пути пень стоит. Он какой? (Толстый, низкий.)
- А сучки у него какие по толщине? (И толстые и тонкие.)
(Дети подходят к лесной школе.)
- Никого нет, только школьные принадлежности лежат. Спросим у совы, почему так?
- Сова говорит, что в лесной школе учится Мишка – топтыжка. Он очень не аккуратный, разбросал школьные принадлежности. Сова предлагает нам помочь ему все собрать и рассказать, где вы нашли тот или иной предмет.
(Ответы детей.)
- Я нашел тетрадь под столом.
- Я нашел ручку за пеньком.
- Книга выглядывала из – за картины.
- Я взял пенал из – под кубика.
- я взял краски со стола.
- Ребята, сова дает нам пакет. А в нем – задание. Это - план. Вы должны по этому плану найти конверт и рассказать, где вы его нашли.
(Предлагается алгоритм пути.)
(Ответы детей.)
- Я нашел конверт под столом.
- Я нашел конверт за шторой.
- Мой конверт выглядывал из - под кубика.
- Мой конверт лежал на пеньке.
- А сейчас мы посмотрим, что лежит в конвертах. Да здесь какая – то игра. Давайте сядем за столы и поиграем.
Игра «Запомни и разложи».
- Внимательно слушайте задание, запомните и потом будете выполнять.
- Первым пришел зайка, вторым – мишка, третьей – белка. Первому подарили круг, второму - квадрат, третьей – треугольник.
(Игра повторяется, задание меняется.)
- А сейчас давайте сделаем физминутку.
По дороге мы идем, путь велик, далек наш дом.
На пеньке мы посидим, из – за дуба поглядим.
Мы под дубом полежим, с дуба желуди стряхнем,
Из – под дуба соберем, в детский сад опять пойдем.
3 часть.
- Теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
- Вот мы и пришли.
- Давайте сядем за столы.
- Сейчас составим предложения о том, где вы нашли конверт. Отвечайте предложением.
(Ответы детей.)
Мне понравилось предложение, которое составила Вика.
(Конверт лежал на подоконнике.)
- Давайте начертим схему этого предложения.
(Дети чертят схему предложения.)
- Все слова одинаковые по длине?
- Какое слово самое длинное? (Подоконнике.)
- А слово «лежал, какое? (Покороче.)
- Найдите самое короткое слово. (На.)
- Слово «на» - которое? (Третье.)
- На котором месте стоит слово «конверт»? (На первом.)
- А теперь еще одно задание.
- Откройте конверты и достаньте полоски.
- Все они одинаковые по ширине? (Нет.)
- Разложите полоски в порядке убывания.
- Первой мы положим какую полоску? (Самую широкую.)
- А затем? (Полоску поуже.)
(Дети раскладывают.)
- Саша, расскажи, в каком порядке ты разложил полоски? (Самая широкая, поуже, еще уже, еще уже, самая узкая.) (2 – 3 ответа.)
Итог занятия.
- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на занятии? (Ответы детей.) Сегодня все ребята были очень внимательными, правильно отвечали на вопросы и выполняли задания. Мне понравились ответы Жени, Вики, Наташи.