Наргиза Мухаматжановна Завьялова
Преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: преемственность дошкольного и начального школьного образования является актуальным. В статье рассказывается, что принципиально важным становится сотрудничество педагогов детского сада и школы.
Abstract: continuity of preschool and primary school education is relevant. The article tells that cooperation between kindergarten and school teachers is becoming fundamentally important.
Публикация «Преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ключевые слова: ФГОС, готовность ребенка к обучению, дошкольное образование, начальное образование.
Keywords: FGOS, child’s readiness to learn, preschool education, primary education.
В педагогике и психологии преемственность ступеней образования рассматривается, как один из факторов непрерывного развития человека и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Необходимо учитывать, что преемственность - это не только подготовка к новому, но, главное, сохранение и совершенствование необходимого и целесообразного старого, соответственно, умения, навыки и знания, приобретаемые в ходе обучения, рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития и становления человека.
Взаимосвязь дошкольного и начального школьного сегодня становится как никогда актуальной. Не так давно преемственность считали «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании.
Цели начального школьного и дошкольного обучения традиционно различны. В детском саду основное внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его всестороннему развитию, в начальной школе учитель видит свои задачи в формировании практических навыков письма, чтения, счёта, а также продолжает работу по формированию личности учащихся. Начальная школа предъявляет к ученикам особые требования, в то время как детский сад, воспитывает у дошкольников качества, необходимые для овладения учебной деятельностью.
Школы перед приёмом и распределением детей в первый класс практикуют проведение тестового для того, чтобы понять, какие у ребёнка сильные и слабые стороны, что придется «подтянуть», каков общий уровень подготовки и каковы уровни психологической, интеллектуальной, личностной и социальной готовности к обучению.
На момент поступления в начальную школу для благополучного самочувствия и положительного настроя ребёнка важно, чтобы на этот момент ребёнок был достаточно подготовлен к переходу в новое образовательное учреждение. Готовность к школе подразумевает: умение сознательно регулировать и контролировать собственную деятельность и поведение; положительный настрой по отношению к школе, познавательный интерес, желание стать более взрослым; умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, умение работать в группе и так далее.
При тесном сотрудничестве педагогов детских садов и школ взаимопонимание между ними. Воспитателям легче сознать школьные требования, цели и задачи подготовки детей к учебе. Тем временем учителя лучше понимают содержание и методы работы воспитателей детского сада, что помогает обеим сторонам установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Взаимодействия между школьниками и детьми подготовительной группы необходимо поддерживать в течение всего учебного года. Знакомство дошкольников и их родителей со школой, учебной, внеурочной и общественной жизнью школы дает возможность расширить представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться и мотивацию к учебной деятельности.
При отсутствии взаимодействия и творческого сотрудничества всех участников процесса обучения детей (детским садом и школой) успешность подготовки дошкольников к переходу на следующую ступень непрерывного образования может сопровождаться определёнными сложностями, соответственно необходима совместная работа педагогов двух важных звеньев образования, в том числе, чтобы социализация, адаптация и обучение в условиях реализации федерального образовательного государственного стандарта прошло как можно благополучнее и успешнее для детей.