Ирина Мельниченко
Преемственность музыкального образования дошкольных образовательных учреждений и начальных классов общеобразовательной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность музыкального образования дошкольных образовательных учреждений и начальных классов общеобразовательной школы
Выступление по данной теме подготовлено мной не случайно, т. к. я сама проработала в общеобразовательной школе учителем музыки 15 лет, а в данный момент уже 2 года работаю в МАДОУ ЦРР № 43. Работая в школе, я вела все классы (начальные, средние, старшие). Мне удалось работать по разным программам: Д. Б. Кабалевского; программе для 2-го класса «Взаимосвязь искусств», разработанной мной; программе для начальных классов, составленной Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной; программе для 5-х – 8-х классов авторов Т. И. Науменко, В. В. Алеева.
Публикация «Преемственность музыкального образования дошкольных образовательных учреждений и начальных классов общеобразовательной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
…
«Принцип преемственности в освоении сущности музыки, по мнению ряда учёных, должен проявляться не в количественном преобразовании знаний, умений и навыков, а в усложнении способа музыкального мышления, развивающегося на разных уровнях – от чувств и настроений – к характеру, образу, композиторскому кредо, художественному методу эпохи, - и всё это через разнообразие музыкальной интонации…»
….
Этот принцип присущ как дошкольному музыкальному образованию, так и музыкальному образованию в начальных классах общеобразовательной школы, а так же должен осуществляться на переходных стадиях из дошкольного в школьное музыкальное образование.
Говоря о преемственности дошкольного и школьного музыкального образования, на мой взгляд, следует обратиться к основам основ музыкального образования – его целям, задачам, содержанию музыкальных программ. И учитель музыки, и музыкальный руководитель в детском саду планирует свой урок или музыкальное занятие, исходя из следующих целей.
…
Цели музыкального образования в дошкольном образовательном учреждении и начальных классах общеобразовательной школы :
- передать ценный духовный опыт поколений, сконцентрированный в музыкальном искусстве и развить на основе этого опыта положительные личностные свойства каждого ребёнка;
- привить ребёнку любовь к музыке, сформировать и развить его духовную культуру (магистральная цель музыкального образования как педагогического процесса)
- организовать такое взаимодействие ребёнка с музыкой, которое бы формировало бы у него рефлексивное, творческое, нравственное отношение к себе самому и окружающим его людям, т. е. движение ребёнка к духовности.
….
Таким образом, можно сделать вывод, что цели музыкального образования в детском саду и начальной школе схожие.
…
Задачи музыкального образования дошкольников :
1. Сформировать основы музыкальной культуры ребёнка, а через неё и его художественную, эстетическую и общую духовную культуру.
2. Развить музыкальность ребёнка;
3. Сформировать и развить все компоненты музыкально-эстетического сознания ребёнка (в доступных его возрасту границах).
4. Создать условия для проявления творческой активности ребёнка в различных видах музыкальной деятельности.
5. Научить ребёнка навыкам общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) через опыт его общения с музыкальным произведением, включающим первоначальное знание о музыке и музыкантах, музыкально-практические умения и навыки, личностное отношение к музыке.
….
Задачи музыкального образования в начальной школе (по Е. Д. Критской)
- «…сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения;
- воспитывать у учащихся чувство стиля, формировать их «интонационный словарь»;
- развивать у школьников способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль, таким образом формируя важнейшее качество восприятия, определяющее музыкальную грамотность учащегося;
- развивать интуицию как способ художественного обобщения, познания музыки (по мнению авторов программы дети могут воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается);
- способствовать развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей;
- способствовать овладению учащимися основными музыкальными понятиями и терминами и использованию их в своей музыкальной деятельности;
- расширять интонационно-образный багаж ребёнка;
- развивать умение у учащегося эмоционально откликаться на музыку, формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству как части окружающей его жизни;
- расширять исполнительскую деятельность школьников, развивать навыки коллективного музицирования (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, простейшие импровизации и др.)».
…
Сравнивая задачи дошкольного и школьного музыкального образования, можно заметить, что задачи школьной программы дублируются, развиваются и усложняются в соответствии с возрастом детей.
Ключевая предпосылка преемственности дошкольного и школьного музыкального образования, на мой взгляд, заключается в том. что в основе разработок, концепций, идей по содержанию музыкального образования, воплощённых в последствии в дошкольных и школьных программах стоят одни и теже авторы.
….
Авторы, чьи идеи, концепции, разработки воплощены в программах музыкального образования :
Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова, Л. В. Школяр, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Безбородова, Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, В. А. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова и др.
….
Если сравнивать структуру урока музыки в общеобразовательной школе и музыкального занятия в детском саду, то, несмотря на широкую вариативность, в целом, сохраняются основные разделы (вводная часть, ознакомление с основной темой, целями и задачами, смена видов деятельности с учётом здоровьесберегающего потенциала, рационализации организации (занятия, урока, индивидуального подхода). Некоторая сложность адаптации ребёнка к условиям урока музыки в школе может заключаться в том, что на уроке ребёнок меньше двигается, т. к. зачастую возможности кабинета, в котором проводится урок не позволяют вводить высокую музыкальную активность и, следовательно, требуют от ребёнка большей усидчивости. К слову сказать, в недавнем прошлом урок в начальной школе длился 45 минут. Сейчас нормы пересмотрены и длительность урока в начальных классах составляет 30 минут (как занятие в подготовительной группе).
Особенно хотелось бы остановиться на оснащение школьника на уроке музыки. Если на музыкальное занятие в детском саду ребёнок приходит с пустыми руками, то урок музыки в школе по программе Е. Д. Критской подразумевает учебный комплект, в который для ученика начальной школы входит учебник и рабочая тетрадь, а для учителя ещё и хрестоматия музыкального материала и фонохрестоматия (аудиокассеты).
Учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти, года и помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы» - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.
….
Разделы учебника/тетради
1- й класс
1. «Музыка вокруг нас»
2. «Музыка и ты»
2- й-4-й классы
1. «Россия – Родина моя»
2. «День, полный событий»
3. «О России петь, что стремиться в храм…»
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
5. «В музыкальном театре»
6. «В концертном зале»
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
…
Данные разделы дают учителю ориентиры для вариативного планирования уроков музыки. Рабочая тетрадь включает в себя разнообразные задания по пройденному материалу, закрепляя таким образом знания и навыки, приобретённые на уроке, способствуют восстановлению в памяти и сознании образа музыки, звучащей на уроке. Некоторые задания подразумевают помощь родителей, что, с одной стороны, вызывает у некоторых родителей недовольство, а с другой, способствует сближению родителей и детей, повышает значимость предмета музыки в школе. Так же имеются задания, которые предусматривают развитие творческой активности ребёнка (элементы сочинительства, импровизации). В более старших классах включены задания на расширение музыкального кругозора, объёма знаний по авторам и музыкальным произведениям, а так же терминов, музыкальных понятий и т. п.
Таким образом, УМК, по мнению авторов, способствует более углублённому решению задач музыкального образования в рамках школьного урока музыки.
Говоря о содержании музыкального образования, следует особенно остановиться на репертуаре, роль и значение которого трудно переоценить. Мы знаем, что основу репертуара составляют произведения классики (отечественной и зарубежной, народная и духовная музыка. Широкий спектр музыкальных произведений представлен как в дошкольном музыкальном образовании, так и в начальных классах общеобразовательной школы. Более того, именно в репертуаре наглядно представлена преемственность дошкольного и школьного музыкального образования. Вот лишь неполный список музыкальных произведений, знакомство с которыми начинается уже в детском саду и продолжается в начальной школе.
….
Музыкальные произведения, включённые в программы дошкольного и школьного музыкального образования :
Э. Григ «Утро»
П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»
П. И. Чайковский «Ноябрь. На тройке»
П. И. Чайковский «Зимнее утро»
П. И. Чайковский «Утренняя молитва»
П. И. Чайковский «В церкви»
П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро» (финал)
П. И. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»
М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
М. П. Мусоргский «Гном»
М. П. Мусоргский «Старый замок»
С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»
С. Прокофьев «Сказочка»
И. С. Бах «Шутка»
Ф. Шопен «Прелюдия №4»
Ф. Шуберт «Ave, Maria»
Л. Бетховен «Весело-грустно»
Л. Бетховен «Сурок»
«Во поле берёза стояла» р. н. п.
«Камаринская» р. н. плясовая п.
«Калинка» р. н. п. и др.
….
Таким образом, говоря о преемственности дошкольного и школьного музыкального образования, можно заключить, что данная преемственность очевидна и прослеживается по широкому спектру составляющих музыкального образования (содержание музыкальных программ, цели, задачи, принципы, методы музыкального образования, структура урока/музыкального занятия и т. п.). Тем не менее, музыкальным руководителям, ведущим занятия в подготовительных группах, необходимо учитывать определённую специфику проведения урока музыки в школе (наличие УМК, меньшую двигательную активность, необходимость развитой речи, умения формулировать свои мысли о музыке и выражать их словами) и готовить в этом смысле дошкольников. Самое главное, это привить детям любовь к музыке, потребность в общении с музыкой. На мой взгляд, при успешном воплощении программ музыкального образования в жизнь данная цель вполне осуществима.