Екатерина Петрова
Преемственность дошкольного образования и школы как одно из условий непрерывного образования познавательных интересов
▼ Скачать
Успехи в школьном обучении во многом зависят от уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности, приобретенных на этапе дошкольного образования, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Создание единой системы воспитания и образования подрастающего поколения предусматривает неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев этой системы, в данном случае в дошкольном образовании и школе.
Публикация «Преемственность дошкольного образования и школы как одно из условий непрерывного образования познавательных интересов» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольного учреждения, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Также преемственность подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.
Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности дошкольного образования и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте.
Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и своим товарищам при переходе в первый класс, что способствует формированию психических качеств дошкольников, облегчая овладение учебной деятельностью.
Так как дошкольное отделение «Ягодка» и МАОУ СОШ №217 одна образовательная организация, а наши выпускники – будущие ученики МАОУ СОШ №217, мы увидели необходимость в осуществлении преемственности в обучении дошкольников познавательного развития, потому что у многих детей в школьном образовании возникают трудности в математике.
1. В процессе работ по развитию элементарных математических представлений у ребенка развиваются все психические процессы, особенно мыслительные функции (элементы логики и абстрактного мышления).
2. Математика, как область знаний довольно сложна, поэтому приобретение математических знаний в школе будет затруднено без опоры на изученное в дошкольном образовании.
3. В процессе математической работы в детском саду происходит успешное формирование навыков учебной деятельности (например, развивается способность детей анализировать свои действия, формируется способность к самоконтролю).
В нашей школе реализуется непрерывный курс математики «Учусь учиться» по образовательной системе Л. Г. Петерсон. Поэтому нами была выбрана Программа математического развития дошкольников «Игралочка – ступенька к школе» Петерсон Л. Г., Е. Е. Кочемасовой, как часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, которая формирует элементарные математические представления детей 3-7 лет, их интеллектуальное и личностное развитие и является начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, учеников начальной и средней школы, что обеспечивает преемственность дошкольного и школьного направления математического образования.
Основными задачами данной программы являются:
• Формирование любознательности, активности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
• Развитие мыслительных операций (анализ свойств исследуемых объектов или явлений, сравнение свойств предметов, обобщение, распределение предметов в группы по выбранному свойству, синтез на основе выбранной структуры, конкретизация, классификация, аналогия);
• Формирование предпосылок логического мышления;
• Формирование сенсорных процессов и способностей;
• Увеличение объема внимания и памяти;
• Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи, развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
• Формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками; опыт выполнения таких универсальных учебных действий, как работа по правилу и образцу; фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывания и планирование своих действий, проверка их результатов, исправление ошибок и др.).
Организуя образовательный процесс по программе «Игралочка – ступенька к школе», мы вовлекаем ребят в разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, конструирование.
В основу образовательного процесса положен деятельностный метод. Это означает, что воспитатели дают знания детям не в готовом виде, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их совместную игровую деятельность через систему вопросов и заданий, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения – делают «открытия». Взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой в ходе таких игр носит личностно ориентированный характер и позволяет вовлечь каждого ребенка в активную познавательную деятельность.
Большое внимание уделяется развитию у детей вариативного и образного мышления, воображения, творческих способностей. В процессе исследования математических объектов дети предлагают свои варианты решения, перебирают различные варианты, обсуждают и согласовывают разные мнения, придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Работа с воспитанниками ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнять сами, им предлагаются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
Организованная образовательная деятельность проводится в технологии «Ситуация», которая является модификацией для дошкольного образования технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.
Данная программа выделяет три типа образовательных ситуаций (занятий) с детьми дошкольного возраста :
• Занятия «открытие» нового знания;
• Занятия тренировочного типа;
• Занятия обобщающего типа (итоговые).
Подчеркну, что слово «занятие» мы понимаем, как условное обозначение заинтересованной и увлекательной совместной деятельности детей и взрослых.
Особенностью организованной образовательной деятельности «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднений на основе рефлексивного метода.
Во время образовательной ситуации тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков общения и выполнения различных видов действий. Таким образом, цель образовательных ситуаций тренировочного типа аналогична таким целям, как «закрепить», «повторить», «отработать».
Целями образовательных ситуаций обобщающего типа являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.
Связь между организацией познавательного и воспитательного процесса в программе «Игралочка» позволяет говорить о единстве учебно-воспитательного процесса в программе на этапе дошкольной подготовки :
• Развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение);
• Мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, аналогия);
• Деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры, преобразование игры);
• В общении (нацеленность на получение общего положительного результата при совместном выполнении задачи в группе);
• Коммуникации (изложение своей позиции, понимание, согласование на основе сравнения с образцом).
Таким образом, у детей происходит активное формирование познавательных мотивов обучения, то есть появляется осознанное желание учиться. А это в свою очередь является доказательством эффективности работы педагогов дошкольного образования и начальной школы по организации преемственности программ обучения и воспитания детей.