Архипова Людмила
Преемственость дошкольного и начального школьного образования в рамках ФГОС
▼ Скачать
Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Целью преемственности является обеспечение полноценного личностного развития, психологического и физиологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на дальнейшее формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Публикация «Преемственость дошкольного и начального школьного образования в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Одной из задач Стандарта является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Основными направлениями преемственности дошкольного и начального образования выступают преемственность стандартов, образовательных программ, методов и форм обучения детей. Все направления развития и образования детей, выделенные в программе дошкольного образования (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, имеют прямую связь с предметами образовательной программы начальной школы. Основаниями преемственности дошкольного и начального образования выступают и целевые ориентиры Программы ДО. Данные целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими ДОУ при соблюдении всех требований к условиям реализации Программы.
После введения ФГОС произошли изменения в понимании готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее значимым становится формирование познавательных мотивов обучения, то есть осознанное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на ранее полученные знания. Поэтому для будущего школьника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько умение правильно и осознанно применять их на практике. Таким образом, готовность ребенка к самостоятельной деятельности, его способность принять на себя новую социальную роль, выходит на первый план. Исходя из этих взглядов на обучение, воспитание и развитие детей, необходимо использовать новые подходы к реализации преемственности детского сада и школы для обеспечения непрерывности образовательного процесса.
Преемственность является процессом двухсторонним, поэтому важную роль в его эффективности играет тесное взаимодействие педагогов обеих ступеней образования как детского сада, так и школы.
Для ДОУ суть преемственности состоит в формировании социально-коммуникативных качеств будущего школьника, в постепенном развитии и углублении знаний, в усложнении требований к интеллектуальной деятельности, в создании предпосылок учебной деятельности.
Со стороны школы преемственность выступает как более углубленное постижение тех знаний, умений и навыков, которыми овладел ребенок до прихода в школу. Обучение в школе должно осуществляться с учетом дошкольного операционного и понятийного уровня развития дошкольника. Для повышения эффективности обучения детей педагогу начальной школы необходимо применять игровые приемы, часто используемые в детском саду.
Очень важным условием результативной работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является четкое понимание целей, задачи содержания осуществления преемственности.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются : установление связей между формами, методами и программами работы ДОУ и школы для обеспечения непрерывности развития детей; формирование положительного отношения ребенка к обучению в школе; обеспечение успешной, безболезненной адаптации дошкольника к школьному образованию.
Для реализации целей и задач преемственности ДОУ и школы ведется работа по трем направлениям: работа с детьми, сотрудничество с родителями, взаимодействие педагогов. В работе с детьми воспитатели используют следующие формы преемственности : беседы с детьми о школе, экскурсии в школу, посещение библиотек, школьных музеев, художественных школ, участие в совместных мероприятиях (День знаний, выпускной в детском саду, проведение спортивных соревнований и др. Для взаимодействия педагогов проводятся совместные педагогические советы, семинары, круглые столы, открытые показы открытых уроков в начальной школе и НОД в детском саду и др. При сотрудничестве с родителями проводят совместные родительские собрания с учителями школы и педагогами ДОУ, консультации, анкетирования и тестирования родителей, встречи родителей с будущими учителями и др.
По определению выдающегося советского психолога Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит в полной мере решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования и сделать переход ребенка из детского сада в начальную школу безболезненным.