Григорьева Наталья
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГТ
«. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
В Концепции модернизации российского образования заложена реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования. Обозначены общие цели образования на обеих ступенях :
- охрана и укрепление физического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Публикация «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные качества личности ребенка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны, начальная школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Реализация ФГТ и ФГОС НОО является знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании.
ФГТ (дошкольное образование) и ФГОС (начальное общее образование) – единая теоретико-методологическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение «Детский сад №3» взаимодействует с лицеем №15, в который поступает большая часть воспитанников детского сада.
Основными задачами нашего сотрудничества со школой:
• подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ и ФГОС.
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ с лицеем :
1. Заключение договора о совместной работе ДОУ с лицеем.
2. Планирование совместных с лицеем мероприятий.
3. Мониторинг результатов освоения детьми образовательных областей и уровень развития интегративных качеств.
4. Анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ.
Реализация поставленных задач осуществляется по трё м основным направлениям:
методическая работа с педагогами
работа с детьми
работа с родителями
Методическая работа с педагогами предусматривает: взаимное посещение школы и детского сада учителями и воспитателями с целью ознакомления с формами работы, взаимное консультирование, совместное проведение родительских собраний, организация конференций, анализ основных образовательных программ дошкольного учреждения и школы, проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада.
На итоговых педсоветах педагогов обсуждается уровень освоения детьми ООП и уровень развития интегративных качеств, готовность детей к обучению в школе, опираясь в данном вопросе на индивидуальные карты развития, поднимаются вопросы, касающиеся проблем адаптации детей к школе, развития у ребенка познавательного интереса к учебе как одного из главных условий успешного обучения.
Такая совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом в развитии.
В настоящее время ведётся системная методическая работа в детском саду, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий в образовательном процессе, таких как деятельностный подход, метод проектов, технологии создания портфолио, использование ИКТ.
Второе направление по преемственности ДОУ и лицея – это работа с детьми.
Уже в детском саду дошкольники учатся адаптироваться к новым условиям, например переход детей из одной возрастной группы в другую, дети постепенно привыкают к смене обстановки, новым требованиям. В детском саду, как и в школе организации предметно-пространственной среды уделяется большое внимание, она обеспечивает комфортность, эмоциональное благополучие воспитанников и способствует успешной адаптация к школьному пространству.
Работа с детьми подготовительной группы осуществляется по плану мероприятий, разработанному совместно со лицеем:
Образовательный процесс в ДОУ построен на основных принципах федеральных государственных требований к структуре ООП – это расширяет возможности педагогов активно использовать при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения, что в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности.
Образовательный процесс строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению происходит не на содержательном, а на деятельностном уровне, т. е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения.
Вся работа с детьми дошкольного возраста строится из принципа "не навреди" и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка, обеспечивая тем самым эффективное поступательное развитие дошкольника и его успешный переход на следующую ступень образования.
Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
В детском саду функционируют детский музыкальный театр «Улыбка», изостудия «Акварельки».
Сотрудничество дошкольного учреждения и школы, также с приоритетным художественно-эстетическим направлением, позволяет осуществлять преемственность в развитии творческих способностей каждого ребенка. Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспечивает развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни, искусства и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
Хочется отметить, кружково-студийная модель, используемая в детском саду, способствует тому, что дошкольники непосредственно включаются в традиционную систему внеучебной (воспитательной) работы лицея: это и посещение спортивных секций, кружков по художественному и прикладному творчеству, и участие в праздниках, экскурсиях, творческих и исследовательских проектах, встречах с интересными людьми.
Неотъемлемой частью работы по преемственности детского сада и лицея является тесная связь и сотрудничество с семьёй. Основной чертой взаимодействия ДОУ и семьи является стремление к повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Это обеспечивается использованием активных форм работы: семинары-практикумы, родительские собрание, консультации, показ фрагментов занятий, проведение совместных мероприятий с участием родителей и детей, использование ИКТ: презентации на родительских встречах, защита семейных творческих и исследовательских проектов «Гляжу в семью как в зеркало», «Сторона родная», «Мамы лучше в мире нет!», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!».
Данные формы организации взаимодействия позволяют не только повысить уровень педагогической культуры родителей, но и сформировать у них активную позицию в организации образования детей, сделать их полноправными участниками образовательного процесса.
Школа и детский сад – это два непосредственно взаимосвязанных звена и установление преемственности между ними по нашему мнению:
1) способствует быстрой адаптации детей к новым условиям в школе, практически отсутствует проблема "дезадаптации", быстрее формируются основы учебной деятельности, качественнее усваивается содержание предметов;
2) формирует у детей положительную мотивацию и готовность к обучению в школе.